телю в различных ситуациях, необходимо рассмотреть классификацию
техники манипулирования рулевым колесом.
Установим, для каких целей необходимо руление. Оно служит для
поддержания или изменения направления движения автомобиля, а так
же его стабилизации при заносе. Различают три вида руления:
1) выравнивающее — поворот руля на небольшой угол для компен
сации отклонений автомобиля при прямолинейном движении;
2) компенсаторное — руление, с помощью которого ликвидируются
заносы автомобиля;
3) основное — руление при поворотах автомобиля.
Выравнивающее руление при движении почти постоянно, оно зави
сит от скорости автомобиля, состояния дороги и рулевого управле
ния. Чем выше скорость и хуже состояние дороги, тем интенсивнее
выравнивающее руление. Оно осуществляется обычно без перестанов
ки рук из исходного положения поворотом руля на небольшой угол
в обе стороны.
В зависимости от величины заноса и скорости автомобиля при
бегают к двум способам компенсаторного руления — силовому и ско
ростному. Если скорость автомобиля небольшая и водитель вовремя
(в начальной фазе) «поймал» занос, он может ликвидировать его по
воротом рулевого колеса одной или двумя руками одновременно без
перехвата из исходного положения либо выполняя поочередно каждой
рукой перехват, но без перекрестной смены рук.
При сильном заносе или в других экстренных случаях прибегают
к скоростному способу руления. Он может выполняться как одной ру
кой, так и поочередно двумя руками, а также сочетанием работы рук
однойдвумя или двумяодной. Характерный признак скоростного руле
ния — быстрая перекрестная смена рук. Следует отметить, что прием
поворота с окрестным перехватом долгое время считали небезопасным.
Однако последние исследования, проведенные НИИАТ, доказали оши
бочность бытовавшего мнения об этом приеме скоростного руления.
Обычные повороты автомобиля в зависимости от скорости и кру
тизны (радиуса) поворота выполняются силовым или скоростным
способом. Причем последний используется на поворотах с малым ради
усом кривизны и при нескользком покрытии, а также при экстренном
маневрировании.
Знакомство с автомобилем
55
Возвращение рулевого колеса для придания автомобилю новой
траектории движения после выполнения поворота может осуществ
ляться силовым или скоростным способом. Однако на практике час
то можно видеть, как водитель отпускает рулевое колесо и ждет, пока
оно возвратится (раскрутится) в нейтральное положение. По сообра
жениям безопасности это недопустимо. Есть немало случаев, когда при
неправильной регулировке углов установки колес, а также в случаях
чрезмерной затяжки рулевого механизма «руль замирал» на месте
после снятия с него рук, что приводило к тяжелым последствиям.
Наблюдения за многими водителями, а также результаты экспери
ментальной работы, проведенной НИИАТ, показывают, что техника
руления у большинства водителей даже высокой квалификации дале
ка от совершенства. Это связано в первую очередь с тем, что при под
готовке водителей не уделяется должного внимания важному вопросу
формирования мастерства управления автомобилем. Поэтому навыки
управления рулевым колесом чаще всего формируются посредством
многолетней водительской практики, причем не всегда правильно.
Ошибки в управлении автомобилем чаще всего проявляются в кри
тических дорожнотранспортных ситуациях, особенно на скользком
дорожном покрытии. В этих условиях многие водители не умеют ис
пользовать максимальную скорость вращения рулевого колеса, у них
наблюдается неоптимальная координация движения рук, незнание
рациональных приемов управления.
К типичным ошибкам руления, приводящим к ДТП, относятся:
· открытый обхват, когда большие пальцы рук находятся снаружи
обода рулевого колеса. Такой обхват не позволяет блокировать
внезапное вращение рулевого колеса, вызванное ответной реак
цией дороги на колесо, особенно при движении по песку, колее, ..далее