человека характер, например, требует дополнительных действий или
сопряжено с угрозой опасности. В дорожном движении нередко встре
чаются ситуации, в которых вероятность появления опасности (допус
тим, выход пешехода на проезжую часть) незначительна, но возможна.
Как же ведут себя водители в таких ситуациях? Оказывается, далеко
не всегда наилучшим образом. Вот несколько примеров.
Знакомство с автомобилем
107
Представьте себе крутой поворот загородной дороги. Вдоль дороги
растут деревья, поэтому дорога за поворотом не видна. Ширина про
езжей части всего 4 м. Интенсивность движения на дороге небольшая.
Именно на таких участках было проведено исследование скоростей
движения, выбираемых водителями при подъезде к повороту. Оказа
лось, что водители, которые двигались по участку первый раз и не
знали, что интенсивность движения на нем незначительна, выбирали
скорость, позволяющую им остановить автомобиль при внезапном по
явлении на дороге встречного транспорта. Те же, кто часто ездил по
этой дороге и хорошо знал, что вероятность появления встречного
автомобиля мала, подъезжали к повороту на скорости, при которой
встречный разъезд был практически невозможен.
В качестве объекта другого исследования был выбран обгон. Пове
дение водителей при совершении этого маневра изучалось с помощью
фотографирования автомобилей, обгоняющих автомобиль, в котором
находились лица, проводившие исследования. Когда к автомобилю экс
периментаторов на прямом участке сзади приближался автомобиль,
то его водитель не начинал обгон, если видел впереди встречное транс
портное средство, причем независимо от того, какое до него рас
стояние. Однако в тех случаях, когда автомобиль экспериментаторов
приближался к повороту, водители, двигаясь за ним, часто принимали
решение совершить обгон. Очевидно, они просто пренебрегали не
большой вероятностью возможного появления изза поворота встреч
ного автомобиля.
И наконец, третьим примером, подтверждающим тот факт, что
большинство водителей пренебрегают маловероятной опасностью, мо
жет служить исследование выбора скорости движения в темное время
суток. Было выяснено, на каком расстоянии водитель автомобиля мо
жет в темное время суток заметить пешехода, идущего по дороге
впереди. После этого замерена скорость движения большого числа во
дителей. Оказалось, что подавляющее большинство движется со ско
ростями, намного превышающими безопасную, т.е. позволяющую
остановиться до столкновения с появившимся пешеходом. Очевидно,
вероятность появления пешехода на дороге расценивается как чрезвы
чайно малая величина либо неверно оценивается остановочный путь
автомобиля или расстояние, с которого можно заметить пешехода.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
108
Чем же объясняется столь устойчивая склонность людей недооце
нивать маловероятную опасность? Возможно, она связана с тем, что
решение принимается по принципу «все или ничего». То есть если ве
роятность появления события оценивается ниже какогото определен
ного уровня, то оно просто не принимается во внимание.
Другая особенность принятия решения заключается в том, что
вероятность желаемого события обычно переоценивается. Эта особен
ность известна многим. Стоит чегонибудь захотеть очень сильно, как
начинает казаться, что достигнуть желаемого совсем нетрудно. При
этом все сложности, опасности, сопряженные с достижением цели,
сильно преуменьшаются.
Результаты многочисленных экспериментов показывают, что при
одинаковой объективной вероятности возникновения двух положи
тельных событий человек склонен считать более вероятным то собы
тие, которое, по его мнению, он может контролировать, исходя из
имеющихся у него навыков и способностей. Для пояснения этого вы
вода рассмотрим простой пример. Представьте себе, что в ходе экспе
римента водитель проходил испытания на очень сложном полигоне и
он достиг определенного уровня развития навыков вождения. Допус
тим, в 65% случаев он проезжает трассу на полигоне за 10 мин. Если ..далее