и старайтесь действовать, исходя из принципа «доверяй, но проверяй».
Правильный прогноз невозможен без знания ПДД и умения приме
нять их в конкретных ситуациях. Причем чем сложнее конкретизиро
вать правило для данной ситуации, тем больше вероятность того, что
у других участников возникнут свои, отличающиеся от вашего толкова
ния требуемого поведения. Поэтому лучше перестраховаться и дейст
вовать максимально безопасно, т.е. лишний раз уступить право проезда.
Почему мы недооцениваем опасность
Умение прогнозировать развитие дорожнотранспортной ситуации —
это в конечном счете умение правильно оценивать степень ее опасно
сти. Если она недооценивается, действия водителя будут, скорее всего,
неправильны и несвоевременны. Исследователи выделяют объектив
ную и субъективную опасность. Чем они различаются?
Объективная опасность дорожного участка может быть измерена,
например, количеством ДТП или критических ситуаций, возникающих
на нем в течение определенного периода времени. На основе показа
телей объективной опасности выделяются так называемые очаги ДТП,
т.е. участки дороги с высокой аварийностью.
Объективная опасность дорожнотранспортной ситуации подда
ется измерению. Для этого можно использовать систему балльной
оценки. Допустим, одним баллом оценивать малоопасную ситуацию,
а десятью баллами — очень опасную ситуацию. Однако разные люди
поразному понимают, что значит малоопасная или очень опасная си
туация, и могут дать разные оценки одной и той же ситуации. Поэто
му, для того чтобы достигнуть большой точности оценки, необходимо
определить понятие «опасность ситуации».
Очевидно, что степень опасности дорожнотранспортной ситуации
непосредственно зависит от того, сколько времени имеет водитель для
ликвидации угрозы происшествия. Возьмем за основу время. Тогда ма
лоопасную ситуацию можно определить как такую ситуацию, в кото
рой у водителя достаточно времени для ликвидации возможной угрозы
происшествия. При этом он может применить различные способы ее
ликвидации: плавное торможение или ускорение, плавное маневриро
вание. В очень опасной ситуации водитель может предотвратить проис
Энциклопедия начинающего автомобилиста
106
шествие только благодаря очень быстрым и резким действиям. При
чем при выборе этих действий он уже не в состоянии учитывать их
возможные последствия для других участников движения. Для наблю
дателя степень опасности ситуации видна по резкости действий, пред
принимаемых ее участниками для устранения угрозы происшествия.
Субъективная оценка ситуации очень часто не соответствует дей
ствительной, объективной опасности ситуации. Почему? Вопервых,
внешняя видимость опасной ситуации часто обманчива. Например,
встречаются такие повороты дороги, которые на вид не грозят ника
кими особыми неприятностями, но на самом деле это впечатление об
манчиво, так как фактическая крутизна поворота значительно больше,
чем кажется. Именно на такого рода участках обычно происходят про
исшествия. С другой стороны, встречаются участки, опасность кото
рых очевидна. Например, двухполосная дорога, стоят строительные
машины, ходят дорожные рабочие. На таком участке обычно все сни
жают скорость и таким образом уменьшают объективную опасность
ситуации.
Но не только обманчивость дорожного участка, но и плохая
способность человека точно определять степень его опасности может
быть причиной ошибки. В одном эксперименте нескольким професси
ональным водителям предложили перечислить 10 наиболее опасных
дорожных участков, находящихся в городе, в котором они постоянно
ездят. Оказалось, что им было неизвестно около 60% таких участков.
Эти результаты указывают на важность формирования у водителей
умения точно определять опасность различных дорожнотранспорт
ных ситуаций. Обучение такому умению — задача не простая, но впол
не решаемая.
Психологи неоднократно отмечали, что людям свойственно недо
оценивать вероятность появления маловероятных событий, в особен
ности если возникновение такого события носит нежелательный для ..далее