жать аварии можно, резко затормозив, сманеврировав, наконец, вы
скочив на обочину. Зимой такие маневры практически исключены.
Оказавшись на скользкой или заснеженной дороге, забудьте о быстрой
езде. Помните лучше о том, что если на сухой дороге при скорости
60 км/ч тормозной путь автомобиля равен 40–45 м, то на скользкой
он возрастает до 90–140 м. Выбрать правильную для данного момента
скорость — значит соизмерить ее с окружающей обстановкой. Это об
щее правило, но в зимних условиях оно приобретает особое значение
изза заносов, наледи и других факторов, влияющих на безопасность
движения.
Среди них нет главных и второстепенных, так как совершенно
безразлично, изза какого неучтенного фактора произошла авария.
Главное, что она произошла. Поэтому скорость зависит и от ширины
проезжей части дороги, и от ее состояния, продольного и поперечного
профиля (наличия крутых подъемов, спусков, поворотов), интенсив
ности движения автомобилей и пешеходов, времени суток, освещен
ности, обзорности, технического состояния автомобиля, наконец,
самочувствия водителя. Чем быстрее эта информация обрабатывается
его сознанием, тем меньше вероятность возникновения дорожнотранс
портного происшествия.
Человек не всегда может правильно оценить собственные ощуще
ния и правильно отреагировать на происходящее. Водитель при этом
может допустить неверные действия, что приведет к происшествию.
Например, ночью скорость движения кажется меньшей, чем днем,
так как водитель не видит мелькания предметов за окнами автомобиля.
После длительного движения на высокой скорости водители при
выкают к ней, и последующее даже не очень большое снижение скоро
сти кажется им весьма значительным. Например, если после езды со
скоростью 90–100 км/ч снизить ее до 50 км/ч, то вначале создается
впечатление чуть ли не остановки автомобиля.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
206
Когда нужно разъехаться со встречным автомобилем, водитель
испытывает ощущение недостаточной ширины дороги. Чем выше ско
рость встречного автомобиля, тем это ощущение сильнее. Некоторые
малоопытные водители, чтобы избежать кажущегося столкновения,
в момент разъезда пытаются резко сманеврировать рулем, что может
привести к аварии.
Примерно так же действуют на водителя ограждения по обеим сто
ронам дорожного полотна. Если на обычных дорогах автомобили дер
жатся на расстоянии 0,7–1 м от правого края проезжей части, то при
наличии барьера или стены (как в тоннеле) водитель бессознательно
стремится ехать от нее на расстоянии 1,2–1,5 м, что фактически равно
сильно сужению дороги.
Восприятие дороги, особенно когда она просматривается на боль
шое расстояние, в перспективе тоже может быть искаженным. Напри
мер, пологие подъемы, начинающиеся вслед за длинными спусками,
кажутся очень крутыми, а плавные повороты дороги издалека выглядят
как крутые изломы трассы.
При длительной езде ночью сильное утомление водителя может
проявиться галлюцинациями, когда человек видит предметы и явле
ния, которые не существуют в действительности. Галлюцинации бы
вают весьма разнообразными. Это может быть зверь, переходящий
дорогу, дом, стоящий прямо на проезжей части, остановившийся ав
томобиль или просто туманные пятна и предметы неопределенной
формы.
В таких случаях водитель инстинктивно тормозит или резко пово
рачивает руль и только после этого с изумлением убеждается в том,
что никакого препятствия нет — дорога свободна.
Казалось бы, можно не обращать на галлюцинации внимания и
не реагировать на их появление. К сожалению, такая позиция води
теля недопустима, так как в дополнение к галлюцинациям на дороге
может появиться и вполне реальное препятствие.
Галлюцинации наблюдаются довольно часто, с ними хорошо зна
комы многие опытные водители. От них не избавляют такие средства,
как, например, разговор с попутчиком, слушание радио и т.д. Един ..далее