ведущие колеса и уйти им в скольжение.
Отработать этот способ очень легко. На участке дороги, который
позволяет разогнаться до 80 км/ч, при движении на 4й передаче нач
ните тормозить. Потом, не отпуская тормозов, быстро переключитесь
на 3ю передачу, погасите скорость, затем включите — 2ю, потом —
1ю передачу до полной остановки автомобиля.
Тренируясь, вы убедитесь в высокой эффективности этого способа,
которым рекомендуется пользоваться при экстренном торможении.
Ступенчатое торможение
Этот способ считается одним из самых комфортных. Он легко усваи
вается и состоит в многоступенчатом использовании педали тормоза.
Для тренировки нужно разогнать автомобиль до 30–35 км/ч и на
чать торможение с четко выраженными отрезками. Желательно рав
номерными по времени, но различными по усилию ноги на педаль.
Первое усилие должно быть самым интенсивным, оно помогает чув
ствовать тормозную педаль. Второй нажим, третий и так далее вплоть
до остановки, должны обеспечивать плавное торможение без дерганья
и «клевков» машины носом.
Этот момент является очень важным, так как именно в заверша
ющей стадии, отпуская педаль тормоза перед остановкой, вы снима
ете «клевок» машины вперед. Задание считается выполненным, если
плавность замедления сохраняется в каждой стадии от начала тормо
жения до полной остановки. Этот способ необходим для тех водите
лей, которые сели за руль автомобиля впервые. Им нужно научиться
чувствовать работу педали и тормозного привода для комфортного
и безопасного торможения.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
202
Прерывистое торможение
Этот способ используется на скользкой дороге (в режиме «дождь,
грязь, снег»). Заключается он в многократной, равномерной и быст
рой работе с педалью тормоза. По сути, такой способ имитирует работу
АВС и предотвращает скольжение колес.
Для отработки приема (на безопасной широкой площадке с влаж
ным покрытием или в гололед), нужно разогнаться до 30 км/ч и
затормозить резко «в пол». Дистанция торможения станет тем инст
рументом, который покажет рост ваших результатов. Каждое следую
щее упражнение стройте с таким расчетом, чтобы уменьшить длину
тормозного пути, стараясь успеть нажать на педаль два, три, четыре
и более раз — совершенству нет предела. Скоро вы сами сможете убе
диться, что при этом способе можно достичь неплохих результатов
при торможении на скользком покрытии.
И напоследок короткое, но очень важное правило: тренироваться
следует на пустынных участках дороги, пристегнувшись ремнем безо
пасности и соблюдая правила безопасности. А самый лучший вариант —
тренироваться под наблюдением опытного водителя. Или инструктора.
ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ НОЧНОЙ ЕЗДЫ
Весной и летом горожане ездят по темноте больше, чем зимой (сверх
ранние выезды на рыбалку, сверхпоздние возвращения с дач и т.д.)
А статистика безжалостна: риск попасть в аварию ночью примерно в
два раза выше, чем днем. Впрочем, если за рулем классный водитель,
соблюдающий «Десять заповедей ночной езды», ничего не случиться.
Заповедь первая — про фары
Если автомобиль не имеет автоматической регулировки фар или
«умной» подвески, следящей за положением кузова над дорогой, перед
ночной поездкой отрегулируйте свет самостоятельно. При одном пас
сажире на заднем диване поставьте регулятор на на цифру «1». Если
там устроились двое — на «2». При загруженном багажнике выставляй
те «3». Не слепите водителей попутных автомобилей через зеркала.
Выключайте дальний свет, когда садитесь на хвост какойнибудь маши
Знакомство с автомобилем
203
не. Истинные джентльмены в таких случаях вообще ставят регулятор
на «3» (то есть максимально опускают вниз лучи света).
Заповедь вторая — про ветровое стекло
Раз в месяц мойте его до хрустальной чистоты с обеих сторон. Маслян ..далее