Горная дорога отличается большим количеством подъемов и спус
ков, а также поворотов. Особенно опасны крутые закрытые поворо
Энциклопедия начинающего автомобилиста
162
ты. Здесь только один выход — снижать скорость до 5–10 км/ч. От на
ката в горах воздерживаются: могут отказать тормоза. Тормозят в ос
новном двигателем. Перед затяжным подъемом включают вторую
передачу, чтобы не рисковать и не переключаться на подъеме.
В горах спуски опаснее подъемов, на них случается больше проис
шествий. В случае отказа тормозов сигнальте светом и клаксоном, пре
дупреждая других водителей. Если спуск опасный и могут быть помехи,
лучше, пока скорость невелика, пожертвовать правым боком машины,
аккуратно притерев ее к скале. Пассажиров справа перед этим надо
попросить сдвинуться левее (на всякий случай).
Были случаи, когда в такой неприятной ситуации водители, едущие
следом, увидев отчаянные жесты водителя из окна рукой, понимали,
что у автомобилялидера отказали тормоза. Они обгоняли терпящий
бедствие автомобиль и, слегка притормаживая, подставляли свой
задний бампер. Это не выдуманная история.
Если вы выезжаете в холодную погоду, старайтесь по возможности,
чтобы топливный бак не оставался надолго полупустым. Если бак за
полнен, это препятствует образованию конденсата, который при очень
холодной погоде может замерзнуть, превратиться в лед и перекрыть
топливопроводы. Так что, оставляя на морозе машину с полупустым
баком, вы рискуете вообще не тронуться с места или иметь дополни
тельные хлопоты.
· удалите влагу со всех стекол внутри автомобиля. Включите отопи
тель или приоткройте окна, чтобы высушить стекла, запотевшие
изнутри. Не следует протирать стекла рукой. Рукой вы не очис
тите и, главное, не высушите стекла, а лишь развезете грязь и
ухудшите видимость. Не начинайте движение до тех пор, пока
конденсат не будет полностью удален со стекол;
· избегайте пользоваться стояночным тормозом. Поставив автомо
биль на стоянку, лучше не пользуйтесь стояночным тормозом,
а включите первую передачу. Дело в том, что когда машина по
ставлена на стояночный тормоз, то при большом морозе тормоз
ные колодки могут примерзнуть к барабанам;
· проверяйте периодически, как работают тормоза, слегка нажав
на педаль тормоза. Для чего? Чтобы определить, не намокли ли
Знакомство с автомобилем
163
тормозные колодки. Если да, то вы это почувствуете — автомо
биль «поведет». Просушить колодки можно быстрыми и легкими
нажатиями на педаль тормоза. Это необходимо сделать, напри
мер, после преодоления водной преграды.
Сильный ветер мешает вам выдерживать нужное направление
движения вашего автомобиля. Если вы чувствуете это нежелательное
вмешательство, бороться с ним надо посредством снижения скорости,
а также корректирующими действиями рулевым колесом. Тяжелее все
го бороться с сильным боковым ветром. Надо крепче держать руль.
А корректирующие действия рулевым колесом должны быть выверены
и точны, для этого нужны немалое умение и сноровка.
Особенно злую шутку может сыграть с вами ветер в тот момент,
когда вы выезжаете с закрытого участка, изза большого здания, холма,
леса на открытый. На этом закрытом участке ветер может совсем не
ощущаться, а вот на открытом он набросится на вас со всей мощью.
И тогда держитесь! Лучше всего приготовиться к этому заранее.
Несколько полезных советов для дальних поездок
Помните про период врабатываемости. По статистике, в первые два
часа движения происходит почти 50% аварий. Двойная осмотритель
ность в первые часы движения!
После 7 ч непрерывного движения водители засыпают за рулем
в 2 раза чаще. Избегайте движения более 7 ч в день!
Через 2–3 ч движения необходимо устраивать 5–10минутные пау
зы, используя их для осмотра ходовой части и физических упражнений.
Перед выездом и в пути откажитесь от тяжелой пищи: притупляется ..далее