может отказать изза перегрева тормозных барабанов. Совершенно
недопустимо на крутых спусках использовать накат.
ДТП на подъемах и спусках в основном происходят при вынужден
ной остановке, скатывании назад, столкновении при обгоне, превыше
нии безопасной скорости движения па затяжных спусках, применении
экстренного торможения на спусках. Места дорожных происшествий
сосредоточиваются в конце подъемов, на выпуклых вертикальных кри
вых, на поворотах в конце спуска или подъема. Сужения дороге застав
ляют водителя снижать скорость.
Особенно опасны неожиданные сужения дороги, о которых води
тель не был предупрежден. Часто ДТП случаются на мосту во впади
не, когда водитель на большой скорости съезжает под уклон. Здесь
также происходит неправильная оценка габаритов встречного транс
порта и ширины проезжей части, поэтому возникает боковое столк
новение.
Знакомство с автомобилем
95
Следует различать реальные сужения дороги (ремонт и т.п.) и мни
мые, воспринимаемые водителем в силу некоторых особенностей его
характера. К примеру, на мосту ширина проезжей часть может быть
равной остальным участкам, однако изза особенностей восприятия
водители фактически чувствуют себя здесь более стесненными. Ана
логичный эффект возникает на участках с высокими ограждениями,
бордюрами и т.п., от которых водитель удаляет автомобиль тем больше,
чем выше ограждение и скорость движения.
Кроме того, дорога становится уже с увеличением скорости пото
ка, так как водитель рефлекторно сдвигается дальше от края проез
жей части. При встречных разъездах на высокой скорости водители
также стремятся оставить побольше интервал между машинами.
Следует также учитывать, что человеческий глаз оценивает ширину
дороги в зависимости от высоты расположенных рядом с ней верти
кальных сооружений по отношению к проезжей части. В результате
одна и та же ширина дороги может восприниматься водителем как
разная. Неучет этого фактора некоторыми водителями ведет к столк
новениям со встречным транспортом изза ошибок в оценке ширины
проезда. Пересечения дорог могут быть в одном, двух или нескольких
уровнях. Безопасность движения на пересечениях дорог в одном уров
не в значительной степени зависит от обеспечения видимости и обзор
ности на них.
Особенностью пересечений дорог в одном уровне является пересе
чение траекторий движения автомобилей с различных направлений,
образуются конфликтные точки — потенциальные места ДТП.
На безопасность движения на пересечениях значительное влияние
оказывают углы пересечения потоков движения. Исследования пока
зывают, что наиболее безопасны пересечения, расположенные под ос
трым углом (50–75°). В этом случае водителю обеспечивается и лучший
обзор, и условия для оценки обстановки движения.
Однако слишком острый угол примыкания (40°) становится опасен,
так как автомобиль часто въезжает на новую дорогу, не снижая скоро
сти (с ходу), при этом водитель часто неправильно оценивает траекто
рии движения конфликтующих автомобилей. В этих случаях повышают
безопасность получаемые в последнее время распространение поло
сы разгона и торможения, позволяющие плавно встраиваться в поток.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
96
Еще большую безопасность обеспечивают транспортные развязки
в разных уровнях, где число конфликтных точек сведено к минимуму.
Опасным местом является пересечение автомобильных и железных
дорог. На железнодорожных переездах, особенно неохраняемых, про
исходит до 40% от общего числа происшествий на железных дорогах.
Частая причина столкновений — плохая видимость и обзорность на уча
стке железнодорожного переезда.
Устройство направляющих островков, широких разделительных
полос и обочин, краевых полос, кюветов с пологими откосами, а также
ограждений на опасных участках значительно повышает безопасность
дорог. ..далее