системы.
Лопнула шина. Автомобиль двигался по загородной дороге со скоро
стью 90 км/ч. Внезапно острым предметом была проколота левая пе
редняя шина, машину резко потянуло на встречную полосу. Водитель
растерялся, резко нажал на педаль тормоза, машину вынесло на встреч
ную полосу, где она столкнулась со встречным автомобилем.
Рекомендации. При внезапном разрыве и проколе шины главное —
не терять самообладания. Лопнувшая шина становится как бы цент
ром поворота автомобиля. Надо покрепче держать рулевое колесо,
Знакомство с автомобилем
189
не давая ему самопроизвольно поворачиваться в сторону лопнувшей
шины, и стараться удержать автомобиль на своей полосе движения.
Возможно, для этого придется приложить значительные физические
усилия. Вот почему так важно приучить себя всегда держать рулевое
колесо двумя руками, иначе в экстремальной ситуации его может про
сто выбить из рук.
При взрывном выходе воздуха из шин нельзя резко тормозить, это
может усугубить потерю управляемости. При резком торможении или
повороте рулевого колеса покрышка может сорваться с обода. В дан
ном случае, удерживая с помощью рулевого колеса автомобиль на сво
ей полосе, необходимо уменьшить подачу топлива и, если автомобиль
подчиняется поворотам рулевого колеса, начать плавно и осторожно
тормозить. Если автомобиль начинает бросать из стороны в сторону,
следует немедленно отпустить педаль тормоза и гасить скорость двига
телем, затем снова нажать педаль тормоза.
Отказ рулевого управления. Эта неисправность хотя и встречается
редко, но весьма опасна. Чаще всего отказ происходит изза отсоеди
нения (обрыва) либо в продольной (средней) рулевой тяге, либо в од
ной из поперечных (боковых) рулевых тяг.
Автомобиль двигался по загородной дороге, на проезжей части
которой были неровности. Объезжая очередную выбоину, водитель
почувствовал странную легкость рулевого колеса, автомобиль перестал
реагировать на его повороты.
Рекомендации. Видимо, произошло отсоединение рулевых тяг,
и правое переднее колесо стало неуправляемым. Если отсоединивше
еся колесо сразу круто развернулось, то в этой ситуации при высокой
скорости водителю, к сожалению, уже почти ничего практически не
удается предпринять. Автомобиль обычно теряет управляемость и оп
рокидывается. Если же этого не произошло, то ни в коем случае нельзя
резко тормозить и действовать рулевым колесом. Нужно очень плавно
снижать скорость и, по возможности сохраняя прямолинейное движе
ние, остановить автомобиль.
Для неопытных водителей совет такой: если уж тормозить в данном
случае, то тормозить намертво, с юзом до полной остановки. При этом
колеса не катятся, а скользят, и автомобиль идет юзом в первоначально
заданном направлении. Только не отпускайте педаль тормоза до пол
Энциклопедия начинающего автомобилиста
190
ной остановки, иначе автомобиль может «прыгнуть» в сторону повер
нутого колеса.
Отказ тормозов. Водитель решил притормозить перед пешеходным
переходом, нажал педаль тормоза, а она провалилась. Попробовал по
качать педалью — безрезультатно. Тогда он резко вывернул рулевое ко
лесо вправо, автомобиль переехал через бордюрный камень и, сминая
молодые деревца и кустарник, остановился.
Рекомендации. При внезапном выходе из строя тормозов автомо
биля в процессе движения покачайте педалью тормоза для появления
давления в системе, обеспечивающего хоть какоенибудь торможение.
Можно включить стояночный тормоз, если его не сорвет на высокой
скорости движения. Когда нет времени и места для остановки авто
мобиля переключением передач и торможения двигателем, во избе
жание наезда на людей и препятствие безопаснее направить
автомобиль на мелкие деревья, кустарники, груды песка, снега, т.е. на
какоелибо упругое препятствие. Для остановки автомобиля без тормо
зов можно использовать рельеф местности, направив его на подъем. ..далее