новесия, дыхания и т.п. При езде на автомобиле эти привычки и ес
тественные ощущения не позволяют столь точно оценить скорости
передвижения. Кроме того, человек вообще мало приспособлен к оцен
ке таких больших скоростей, с какими движутся современные транс
портные средства.
Многим водителям хорошо известно такое явление, как адаптация
к скорости. При длительном движении по прямой дороге без пере
крестков человек привыкает к высокой скорости и теряет способность
реагировать на внезапные изменения условий движения, требующие
резкого снижения скорости.
Экспериментальные данные показывают, что наименее точные
оценки характерны для большинства водителей при определении ско
ростей движения встречного транспорта. В реальном движении это
приводит к тому, что неправильно определяется то место, где про
изойдет разъезд со встречным автомобилем. Точка встречи обычно
оценивается как середина расстояния между автомобилями.
В результате ошибок в оценке скорости водитель автомобиля,
движущегося с большой скоростью, недооценивает расстояние до точ
ки встречи, а водитель автомобиля, имеющего меньшую скорость,
переоценивает это расстояние. Например, человек, совершивший об
гон, будет считать этот маневр менее опасным, чем он есть на самом
деле.
Улучшить глазомер можно с помощью несложных упражнений,
позволяющих тренироваться без какихлибо специальных приспособ
лений прямо в пути.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
104
Упражнение 1. Двигаясь по дороге, вы видите впереди стоящий
автомобиль. Определите на глаз, сколько до него метров.
Упражнение 2. Вам навстречу движется автомобиль. Определите,
в какой точке дороги произойдет ваша встреча.
Упражнение 3. Выезжая со второстепенной дороги на главную,
прикиньте, сколько времени займет у вас этот маневр. Начиная его,
считайте: одна тысяча один (на проговаривание этих слов уходит ров
но 1 с), одна тысяча два и т.д., пока не завершите маневр. Правильна
ли была ваша первоначальная оценка?
Упражнение 4. Подъехав к перекрестку, к которому справа прибли
жается транспортное средство, прикиньте, сколько времени пройдет
до его подъезда к перекрестку. Проверьте на счет и сравните со време
нем на маневр, который вы хотели выполнить на пересечении.
Следующее, что необходимо при прогнозировании, — это умение
учитывать возможные ошибки других участников движения. Конеч
но, нет смысла никому не доверять и исходить только из того, что
другой участник в любое время может нарушить ДТС. Однако полно
стью полагаться на правильность действий окружающих тоже не сто
ит. Ведь совершить ошибку можно не только умышленно, но и в силу
различных обстоятельств, которые следует знать и учитывать. Напри
мер, стоит проверить предположение о том, что другие вас видят.
Причинами для сомнения могут быть ваше расположение в «слепой»
зоне или тот факт, что стекла автомобиля другого участника ситуа
ции запотели или загрязнены либо багаж или одежда закрывают
заднее стекло автомобиля. Кроме того, он может быть занят наблю
дениями за другими объектами обстановки, его внимание может быть
отвлечено прикуриванием или разговором с пассажиром. Наиболее
тяжелые происшествия возникают при нарушении ПДД на перекре
стках, поэтому лучше всего проверить, останавливаются ли автомоби
ли, которые должны вас пропустить, или продолжают двигаться с той
же скоростью.
К наиболее распространенным ошибкам можно отнести следу
ющие: движение с малой дистанцией; выезд на полосу встречного дви
жения при повороте направо; опасный обгон; неожиданный выезд со
двора; смена полосы движения без видимой необходимости; резкое
торможение при подъезде к перекрестку; неподача сигнала перед вы
Знакомство с автомобилем
105
полнением маневра; ложная подача сигнала. Учитывайте такие ошибки ..далее