слабее) на тормоз и отпустите при блокировке колес. И так до полной
остановки, каждый раз ослабляя нажатие. Этим приемом вы не дадите
колесам постоянно скользить, поэтому тормозной путь автомобиля
будет намного короче.
При таком способе торможения необходимые действия рулевым
колесом нужно производить на этапе «отпустил», когда педаль тормо
за не нажата и колеса свободно вращаются. Таким образом водитель
полностью контролирует автомобиль, производит необходимые мане
вры и в то же время осуществляет торможение.
Если вы тормозите резко, с полной блокировкой колес, то сразу
же теряете контроль над автомобилем, ведь колеса не вращаются, авто
мобиль не слушается руля и мчится вперед по инерции, скользя, как
сани, по скользкой поверхности дороги.
Итак, тормозите, не доводя колеса до полной блокировки, поль
зуйтесь прерывистым способом торможения и в тот момент, когда вы
отпускаете педаль тормоза, осуществляйте необходимые действия руле
вым колесом.
Запомните: тормозрультормозруль — эффективное средство оста
новки на скользкой поверхности в сочетании с одновременным укло
нением от опасности в критической ситуации. При этом остановочный
путь на скользком покрытии, как вы помните, значительно увеличи
вается. Поэтому при торможении всегда надо выбирать такой участок
дороги, на котором впереди много свободного места.
Для тренированных лучший способ — ступенчатый. Он отличается
от прерывистого лишь тем, что при растормаживании педаль отпус
кается не полностью, а частично. Нога все время на педали, готова
чуть ослабить давление, если возникла блокировка, чтобы затем сно
ва придавить тормоза. Это очень тонкая работа. Но она станет вам
доступна после тренировки на безопасных площадках. Итак, сравним
тормозные пути на гололеде при различных способах торможения
(скорость движения автомобиля 60 км/ч).
На поворотах на автомобиль начинает действовать боковая сила,
стремящаяся сдвинуть автомобиль в сторону от поворота. Она тем
больше, чем выше скорость и круче поворот. Поэтому перед скользким
поворотом надо побольше снизить скорость. Тормозить на повороте
опасно!
Энциклопедия начинающего автомобилиста
154
Если автомобиль заносит, выполняйте следующие правила:
· Никогда не тормозите. Это не поможет, а лишь усугубит занос.
Очень трудно этого не делать: неведомая сила неудержимо тянет
ногу к тормозу, однако надо устоять, иначе вы потеряете послед
ний шанс.
· Не выжимайте сцепление. Выжимать сцепление так же бесполезно,
как, скажем, нажать при заносе на кнопку прикуривателя.
· Не бросайте педаль газа. Бросить педаль газа значит усугубить занос.
Но если плавно снизить газ на заднеприводном автомобиле, а на
переднеприводном чутьчуть увеличить, это может уменьшить
занос.
· Поворачивайте руль в сторону заноса. Задняя часть машины пошла
влево, туда же следует и руль, и наоборот. Это нужно довести до
автоматизма, выполнять без рывков, но быстро. Руки вращают
колесо на боковом секторе.
· Обратите внимание, что передние колеса всегда смотрят в направлении
движения. Это важно. Лишний поворот руля в панике может не
«утихомирить», а «разболтать» машину еще больше. Поэтому руль
надо крутить в сторону заноса быстро, но в меру.
Итак, обобщая наши рекомендации, напоминаем, что любое движе
ние, которое вы делаете на скользкой дороге, должно быть более плав
ным, выверенным, контролируемым, чем на сухой дороге. Избегайте
резких поворотов руля, резкого торможения, резкого переключения
передач. Плавное, мягкое, размеренное управление автомобилем при
даст ему большую устойчивость, снизит вероятность заноса, которая
всегда существует на скользком покрытии.
Улучшить свое положение на скользкой дороге можно, повысив
сцепление шин с дорогой. Для этого можно использовать специальные ..далее