Иллюзии
При проектировании и строительстве дорог необходимо учитывать
психофизиологические особенности восприятия водителей. Иначе
дорога может ввести водителя в заблуждение.
Например, очень часто неудачные примыкания дорог создают у во
дителя ошибочное представление о дальнейшем их направлении.
Или другой пример. На дорогах с часто изменяющимся продольным
уклоном зрение водителя может воспринимать горизонтальный уча
сток как дорогу, идущую на подъем.
Условия движения под путепроводами тоже имеют свою специфику.
Видимость под ними ухудшена, поле зрения водителя ограничено опо
рами, сводами и пролетными строениями. Путепровод создает впечат
ление большего или меньшего сужения в зависимости от соотношения
ширины и высоты проезда под ним. Например, при одинаковой вы
соте проезда широкий путепровод балочной конструкции кажется бо
лее низким по сравнению с таким же путепроводом меньшей ширины.
Более высокий путепровод воспринимается суженным по сравнению
с путепроводом, имеющим меньшую высоту.
Представление ширины проезда под путепроводом зависит также
от цвета окраски пролетного строения. Темные цвета производят при
давливающее впечатление, поэтому высокие пролетные конструкции
окрашивают в темные, а их опоры — в светлые тона. Такой способ ок
раски позволяет устранить иллюзию сужения проезда под высоким
путепроводом.
Знакомство с автомобилем
97
Скрытые дефекты дороги
Они представляют собой опасность, так как часто застают водителя
врасплох.
Большую опасность представляет появление на дороге волнисто
сти, протяженность которой достигает 30–80 м. При высокой скоро
сти автомобиль, попав на такой участок, часто теряет управляемость
и съезжает с дороги либо выезжает на полосу встречного движения.
Продольная или под углом волнистость бывает завуалирована от глаз
человека, поэтому водитель начинает ощущать ее действие, лишь по
пав на опасный участок. Разновидностью поперечной волнистости яв
ляется так называемая гребенка. На таком участке, который, кстати,
часто встречается на затяжных спусках, в результате подскакивания и
частых колебаний колеса автомобиля теряют управляемость, и у всех
колес резко снижается коэффициент сцепления. Аналогичное явление
возникает особенно часто на повороте, поэтому на такой дороге требу
ется дополнительно снизить скорость.
Помимо скрытых от глаз человека опасностей дороги, встречаются
и другие, более явные. Среди них провалы полотна дороги (особенно
после распутицы, дождей), глубокие ямы и др. Кроме потери управле
ния, эти дефекты дороги часто приводят при большой скорости к
сильным повреждениям подвески. Опасны и незаметные плавные про
валы, когда при езде на большой скорости кажется, что автомобиль
проваливается. При этом изза сильной нагрузки подвеска часто ударя
ется об ограничители ее хода, водитель пугается и рефлекторно резко
нажимает на тормоз, усугубляя опасную ситуацию, так как подвеска
еще больше сжимается, теряет свой упругий ход. Если внимательно
следить за поведением машины впереди, то можно всего этого избе
жать, заранее снизив скорость.
Часто причиной происшествия может явиться обманчивая обочи
на, которая осыпается при въезде на нее, и автомобиль может опро
кинуться. При съезде на грязную и покрытую толстым слоем песка
(тонким слоем гравия) обочину с большой скоростью может произойти
занос и съезд с дороги с опрокидыванием.
Итак, правильный анализ дорожнотранспортной обстановки — это
умение выделять все важные объекты за очень короткие промежутки
времени, равные 0,5–1 с; опознавать и анализировать признаки, харак
Энциклопедия начинающего автомобилиста
98
теризующие эти объекты, позволяющие судить о степени и характере
опасности, связанной с ними. ..далее