дителя. Глаза открыты, а мысли далекодалеко... Спасение — слушать
бодрую музыку или петь самому, переговариваться с попутчиками. Обя
зательно через каждые 2–3 ч движения делать остановку на 3–5 мин:
выйти из машины, размяться, обойти машину 4 раза, заодно осмотрев
шины и прочее, умыться холодной водой и т.п.
Помните о возможных скрытых дефектах дороги. Продольные дли
ной 30–80 м борозды или поперечные («гребенка») волнистости могут
сбросить с дороги задумавшегося о постороннем водителя. Спасение —
заранее снизить скорость. Дорогу может неожиданно пересекать неза
метная издалека узкая траншея. Ошибка многих водителей в том, что,
поздно заметив препятствие, они отчаянно тормозят. При этом коле
со со сжатой до предела передней пружиной подвески (клевок кузова
при торможении) без амортизации бьет по ограничителям рычагов
так, что на крыльях возникают характерные провалы. А рычаги уж
гнутся точно. Опытный водитель тоже тормозит, но перед самым пре
пятствием дает сильный газ. Машина «приседает» на задние колеса,
передние пружины и амортизатор растянулись, готовые спружинить
и принять удар на себя. В этом случае повреждения подвески будут
меньше. Однако не надо забывать: прежде чем резко тормозить, посмо
трите в зеркало. Иначе может быть наезд другого автомобиля сзади.
Аналогичную ошибку совершают водители, внезапно попадая в плав
ный провал дороги. Кажется, будто машина летит в пропасть, нога ре
флекторно жмет на тормоз, передние пружины сжимаются, и... дальше
вы уже знаете. Нужно действовать следующим образом. Чтобы не «взле
теть» на подъеме, как с трамплина, притормозить на вершине.
Дорога идет на спуск, внизу мост с высоким бордюром, впереди
затяжной подъем... Разогнаться побольше, чтобы легче взять подъем, —
характерная ошибка. Ведь мост — это не только мост, но и сужение до
роги, хотя на вид она вроде бы все та же. Оказывается, высокие бор
дюры, парапеты, пролеты как бы сужают дорогу на 1,5, даже на 2 м.
Знакомство с автомобилем
161
Кроме того, мост в низине часто бывает с разбитым полотном (грязь,
лужи, гололед и др.). Это еще одна причина не слишком сильного раз
гона на спуске. Не помешает почаще поглядывать в зеркала заднего
вида на спуске. Возможно, понадобится сместиться правее, чтобы про
пустить незадачливого водителя, который не выучил этого урока и с
нарастающей скоростью несется вниз навстречу приключениям. На ва
ши предупреждающие вспышки стопсигналов он не пожелал обратить
внимание.
Перед дальней дорогой обычно прикидывают маршрут, присталь
но вглядываясь в «Атлас автомобильных дорог». По какой дороге ехать?
По этой вот жирной на карте красной линии — автомагистрали или
по тоненькой паутине местных дорог, которые в сумме на 200 км мень
ше магистрали?.. Да, задача... Попробуем наметить пути ее решения.
Обычно цель поездки у всех одна — доехать безопасно, быстро и ком
фортабельно. Информация к размышлению:
Безопасно. На дорогах республиканского, краевого и областного зна
чения происходит более 34% всех аварий, на автомагистралях — до 10,
столько же на районных и сельских и 5% — на местных дорогах.
Быстро. Автомагистрали часто позволяют двигаться со скоростью
до 110 км/ч (правда, тем, кто уже более 2 лет за рулем). Поэтому в ря
де случаев быстрее проехать 100 км по автомагистрали, чем 50 км
по местным дорогам.
Комфортабельно. На дорогах общегосударственного значения покры
тие обычно лучше, чем на остальных. Здесь чаще встречаются заправ
ки, станции автосервиса, мойки, кафе и т.д.
Когда выезжать? Среду и пятницу лучше исключить: эти два дня,
по статистике ДТП, неудачные. Понедельник — день тяжелый. Это не
шутка: многие водители очень «буйно» проводят выходные. В субботу
все дороги забиты дачниками. Остаются вторник, четверг и воскресе
нье. В воскресенье до 16–17 ч дорога самая приятная: грузовиков почти
нет, дачники еще на огородах. Хотя многим нравится четверг: ма
газины работают, выходные впереди... В общем, решайте сами, в ка
кое время выезжать. Это индивидуально. Но есть пословица: кто рано
встает, тому Бог дает. ..далее