ства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность,
или водительского удостоверения и регистрационного документа
на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
· освободить проезжую часть, если в результате ДТП движение
других транспортных средств затруднено. При необходимости
освобождения проезжей части или доставки пострадавших на
своем транспортном средстве в больницу водитель должен пред
варительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение
транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к про
исшествию, и принять все возможные меры к их сохранению
и организации объезда места ДТП;
· сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса
очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.
Если в результате ДТП нет пострадавших, водители при взаимном
согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно
составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший
пост ДПС ГИБДД или в отделение милиции для оформления прото
кола происшествия.
Жизнь автомобилиста
635
Документы, оформляемые на месте ДТП
В случае, когда ДТП не повлекло тяжелых последствий, инспектор
ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении.
К протоколу прилагаются:
· схема ДТП;
· описание механических повреждений транспортных средств;
· объяснения участников и очевидцев ДТП.
Копия протокола вручается немедленно после его составления под
расписку лицу, совершившему правонарушение, а также потерпевшему
по его просьбе (ст. 236 п. 1 КоАП РФ).
При ДТП, повлекшем тяжелые последствия (причинение тяжелых
или средней тяжести телесных повреждений, гибель людей, крупнй
материальнй ущерб), составляются следующие документы:
· справка о ДТП;
· протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта;
· схема ДТП (выполняется на бумагемиллиметровке);
· акт медицинского освидетельствования о наркотическом или
алкогольном опьянении участников ДТП;
· объяснение водителей, причастных к ДТП, и свидетельства
очевидцев.
Все вышеперечисленные документы (за исключением объяснений
других участников и свидетельства очевидцев ДТП) оформляются
в присутствии водителя и при его непосредственном участии.
Как вести себя на месте ДТП
Каждое ДТП имеет свои особенности и обстоятельства, поэтому можно
сформулировать только общие правила построения взаимоотношений
с инспектором ГИБДД и другими участниками ДТП.
Очень часто водитель, ставший участником ДТП, не знает прав,
предоставленных ему законом. Он делает все, что от него требуют:
Энциклопедия начинающего автомобилиста
636
пишет объяснение под диктовку инспектора, подписывает протоколы
и схемы, не ознакомившись с их содержанием и надеясь на добропо
рядочность и компетентность инспектора. Когда же материал по ДТП
поступает в группу разбора административных правонарушений или
отдел дознания, водитель неожиданно для себя обнаруживает, что на
писанное не в полной мере соответствует действительности — место
наезда или столкновения указано на схеме неправильно, в рапорт ин
спектора внесены дополнения, вдруг появились очевидцы, которые
свидетельствуют не в пользу водителя. Адвокат в данной ситуации вряд
ли поможет — «дело» уже сделано.
Грамотное поведение водителя на месте ДТП позволяет ему избе
жать большинства подобных неприятностей. Несмотря на стресс,
вызванный аварией, следует относиться ко всем своим действиям
очень внимательно и ответственно.
При несогласии с записями инспектора в протоколе или на схеме ..далее