несколько большей, чем та, которая соответствует максимальной
мощности.
В зависимости от вида состязания и дорожных условий, указанное
превышение номинальных оборотов может достигать от 5 до 15%,
причем больший процент для автомобилей, работающих с перемен
ным режимом. Последнее условие необходимо для того, чтобы при
движении автомобиля с максимальной скоростью случайные повыше
ния сопротивления, снижая скорость движения и обороты двигателя,
не приводили к падению мощности, а наоборот, увеличивали ее, при
ближая к максимальной, т.е. выводили работу двигателя на перегиб
мощности.
Практика подбора передаточных чисел для главных передач пока
зывает, что достаточно изменить величину, даже на одну или две де
сятых, как заметно изменятся динамические качества автомобиля.
Поэтому изменять число при подборе следует постепенно. Влияние
величины передаточного числа на динамические качества автомоби
ля и работу двигателя можно проследить по свободному графику. Он
наглядно показывает зависимость максимальной скорости от переда
точного числа, изменение оборотов вала и динамического фактора,
т.е. тяги, отнесенной к весу автомобиля.
На скоростные автомобили, готовящиеся к шоссейнокольцевым
гонкам, трассы которых обычно пролегают в пересеченной местности
с большим количеством подъемов, спусков и поворотов, вызывающих
необходимость в частых снижениях скорости и разгонах, рекомендует
ся устанавливать коробки передач с четырьмя или пятью передачами.
Число промежуточных ступеней в коробке и их передаточные числа
оказывают большое влияние на способность автомобиля разгоняться,
а также на получение наивысшей скорости на подъемах. Выбранные
Энциклопедия начинающего автомобилиста
714
передаточные числа ступеней должны обеспечивать автомобилю
достижение максимальной скорости в наикратчайшее время. При этом
в движении на каждой передаче желательно использование наиболь
шей мощности двигателя (в среднем). Иначе говоря, обороты двигате
ля, с которых начинается разгон на любой передаче, должны быть по
возможности ближе к оборотам максимальной мощности. Обычно за
висимость между передаточными числами у промежуточных передач
в быстроходных автомобилях выражается геометрической пропор
цией, с некоторым отклонением для высоких ступеней — близких к пря
мой передаче, величины которых бывают сближены.
Особенно большое значение для скоростного автомобиля имеет
подбор передаточного отношения для передачи, следующей за пря
мой (четвертой или третьей), так как именно эти передачи чаще все
го используются при разгонах после частичного замедления или на
подъемах. В большинстве случаев эти передаточные отношения быва
ют в пределах 1,25–1,35, не более, а при наличии в коробке пяти пе
редач для переднего хода четвертая имеет еще более близкое значение
к прямой, например 1,09–1,20.
Работая над контролем и подготовкой агрегатов силовой переда
чи скоростного автомобиля, надо помнить, что главные потери в ко
робках передач и редукторах задних мостов составляются из сил,
идущих на взбалтывание масла. Следовательно, чем масла больше и
чем оно гуще, тем выше потери. Это, однако, совсем не означает, что
можно снижать уровень масла против нормы, заданной конструкцией
агрегата.
Устойчивость гоночного автомобиля, участвующего в гонках
по кольцевой трассе, имеет решающее значение для успеха. Устойчи
вый автомобиль позволяет гонщику полнее использовать всю мощ
ность двигателя, развивать наибольшую скорость на поворотах,
применять более интенсивное торможение, подходя к препятствию,
и тем самым увеличивать среднюю скорость прохождения круга. Хо
рошая устойчивость автомобиля упрощает управление им, снимая
излишнее напряжение у спортсмена во время гонки.
К качеству «устойчивость» тесно примыкает качество «управляе
мость», т.е. способность автомобиля держать заданное гонщиком на
правление. Устойчивость и управляемость автомобиля в большой ..далее