гателя. Когда она иссякнет, частота вращения коленчатого вала дви
гателя и скорость автомобиля снижаются, несмотря на усиленное
нажатие на педаль акселератора. В трансмиссии возникают рывки.
Автомобиль в изнеможении затихает, не в силах побороть сопротив
ление. Что можно предпринять в такой ситуации? Прежде всего, сле
дует максимально облегчить автомобиль, высадив пассажиров или сняв
груз. Затем нужно плавно отъехать назад и так же плавно, разогнав
шись, «протаранить» образовавшееся препятствие.
Если вы застряли в грязи или в снегу на машине с автоматической
коробкой передач, не пытайтесь раскачивать забуксовавшую машину.
Прежде всего разберемся, что следует понимать под термином «рас
качка». Каждый, кто когданибудь вытаскивал застрявшую машину, зна
ет, что, если не удалось это сделать с первого раза, следует ее толкать
синхронно с собственной частотой колебаний в накатанном углубле
нии. Амплитуда движений при этом возрастает, и в какойто момент
колеса перекатываются через препятствие.
Знакомство с автомобилем
211
Такого же результата можно достичь, если синхронно с раскачива
нием автомобиля переключать первую и заднюю скорости, «под
талкивая» его двигателем. Поскольку период собственных колебаний
застрявшей машины редко превышает секунду, работать рычагом ко
робки передач приходится с максимальной интенсивностью. Но меха
ническая коробка тем и хороша, что включается практически
мгновенно. «Автомат» же более «задумчив», после перевода рукоятки
селектора ему необходимо несколько десятых долей секунды. Некото
рые конструкции позволяют сократить этот промежуток, увеличив обо
роты двигателя еще до полного соединения передачи. Но при этом
включение передач происходит более жестко, а нагрузка на фрикци
оны коробки многократно возрастает.
Часто выбраться из глубокой колеи мешают повернутые передние
колеса. Иногда достаточно установить их прямо, чтобы автомобиль
сдвинулся с места. Иногда, чтобы выехать из глубокой колеи, недоста
точно повернуть колеса. В этом случае надо лопатой прокопать поло
гий выезд спереди или сзади по ходу движения автомобиля.
Подъезжая к труднопроходимому участку дороги, постарайтесь
вспомнить, что чем больше инерция автомобиля, чем выше частота
вращения коленчатого вала двигателя и ниже передача, тем большее
сопротивление может преодолевать автомобиль. Поэтому, заранее оце
нив серьезность препятствия, найдите такой режим движения, чтобы
проскочить весь участок с ходу. Конечно, на пути может встретиться
такой грунт, песок или снег, что колеса увязнут по ступицу и автомо
биль сядет на днище. Чтобы этого не случилось, предварительно по
колее следует уложить все, что попадется под руки: доски, ветки, кам
ни. В крайнем случае, когда попадется очень вязкий грунт, а попытки
выбраться собственными силами малоэффективны, лучше, чтобы не
повредить автомобиль, прибегнуть к помощи буксира, лебедки или
домкрата.
С помощью ручной лебедки можно довольно быстро вытащить
застрявший автомобиль массой до 1 т. Сельским жителям, охотникам
и рыболовам, чей путь обычно не ограничивается асфальтом, такая
лебедка просто необходима. Она способна прийти на помощь автомо
билю, застрявшему на скользком подъеме, в реке или глубокой луже.
Опорой для лебедки (если она не имеет специального устройства)
Энциклопедия начинающего автомобилиста
212
может служить дерево, кол, лопата и даже монтажная лопатка из шо
ферского инструмента.
Большую помощь в преодолении сложных участков оказывают раз
личные приспособления на ведущих колесах: цепи, браслеты, скобы
разных конструкций. Эффективным и, вероятно, самым простым при
способлением для преодоления буксования является металлическая
сетка с ячейками размером 20 x 20 мм, которую подкладывают под ко
леса. Две полосы такой сетки размером 0,4 x 1,5 м несложно разме
стить в багажнике.
Каждый водитель должен знать, что чем выше частота вращения ..далее