ниженную передачу.
Обычно вскоре у начинающего водителя появляется способность
по шуму двигателя улавливать оптимальный момент переключения пе
редачи. На современных автомобилях нужный момент переключения
передачи подскажет эконометр.
Опытные водители также учитывают и загрузку автомобиля, уклон
дороги. Тяжело груженный автомобиль перед переключением разгоня
ется больше, а сцепление у такого автомобиля включается более плав
но, чем у незагруженного. То же самое делают, если дорога идет на
подъем. Наоборот, на спуске можно раньше, чем обычно, переходить
на высшие передачи, так как спуск уменьшает сопротивление разгону.
В остальных случаях как ранее, так и позднее переключение переда
чи ведет к перегрузке двигателя, трансмиссии, повышенному расходу
топлива. Умение своевременно переключать передачи и не перегру
жать двигатель позволяет опытным водителям расходовать в городе
почти на 25% меньше топлива, чем расходуют начинающие водители.
Включение вспомогательных приборов (подфарников, вентилято
ра, противотуманных фонарей и т.п). Нужно придерживаться следую
щих правил: клавиши и кнопки, расположенные слева от центральной
продольной оси руля, включаются левой рукой, справа — правой. При
этом рука, остающаяся на ободе рулевого колеса, сдвигается в его верх
нюю часть на случай необходимости небольшого маневра рулевым ко
лесом. Рычагами переключения света фар, указателя поворотов,
смывателя стекла и стеклоочистителя полезно приучить себя пользо
ваться, не снимая рук с рулевого колеса, нажимая рычаги безымянны
ми пальцами. При этом взгляд направлен на дорогу. Звуковой сигнал
включают на легковых автомобилях большими пальцами рук, не сни
Знакомство с автомобилем
53
мая рук с рулевого колеса. Не следует во избежание поломок рычагов
вспомогательных приборов прилагать к ним чрезмерные усилия.
Регулировка зеркал заднего вида. Для безопасного управления автомо
билем необходимо знать, что делается сзади и с любой стороны вашего
автомобиля. Поэтому после регулировки сиденья необходимо устано
вить зеркало заднего вида по вашему росту.
К регулировке зеркал предъявляются два основных требования:
1. При взгляде в зеркало заднего вида не требуется значительных
движений головой (прогибания, откидывания, резких поворотов и т.п.),
достаточно легкого поворота (наклона) головы или простого перевода
взгляда в зеркало.
2. Регулировка зеркал должна обеспечивать хороший обзор дороги
сзади и минимальные «слепые» зоны.
Установив наилучшим образом зеркала заднего вида, водителю
всетаки нужно не забывать о не просматриваемых «слепых» зонах,
поэтому в сомнительных случаях лучше еще раз посмотреть назад и
оценить обстановку.
Приемы руления
При движении на прямолинейных участках дороги руки следует дер
жать в положении примерно «без пятнадцати три» по воображаемо
му на месте рулевого колеса часовому циферблату. Пальцы рук плотно
обхватывают обод, причем большие пальцы рук находятся с внутрен
ней стороны обода — закрытый захват, позволяющий надежно удержи
вать руль.
Рекомендуемое стандартное положение рук на рулевом колесе обес
печивает максимальный в любую сторону угол поворота рулевого ко
леса. Кроме того, также оно обеспечивает максимальную точность
управляющих воздействий как при управлении рулевым колесом дву
мя, так и одной рукой в случае манипулирования другой иными орга
нами управления автомобиля. Стандартное положение рук на рулевом
колесе является составной частью «позы готовности» на опасность
и способствует быстрому реагированию.
В зависимости от условий водители применяют различные приемы
поворота рулевого колеса и перестановки рук, иначе это называется
«руление». Чтобы знать, какими способами руления пользоваться води
Энциклопедия начинающего автомобилиста
54 ..далее