покрытия.
Особняком стоят прицепы из алюминиевых сплавов, но серийно
их выпускает только ростовское объединение «Роствертол». Он исполь
Эксплуатация и ремонт автомобиля
401
зует богатый технологический опыт и наработки авиационного про
изводства, ведь «Роствертол» расшифровывается как Ростовский вер
толетный завод. Его прицепы значительно долговечнее стальных —
гарантия от коррозии достигает 15 лет, и заметно легче. Алюминий
не нуждается в окраске, на него наносится защитное покрытие. За эти
преимущества приходится выкладывать немалые деньги.
Некоторые производители выпускают прицепы с надставными бор
тами — они могут «расти» в зависимости от характера груза. При выбо
ре стоит отдать предпочтение тем из них, кузова которых полностью
укладываются в колею и не имеют колесных арок. Это позволяет более
рационально использовать площадь платформы.
В грузовых прицепах используют два типа подвесок. Наибольшее
распространение получила зависимая рессорная конструкция, более
простая и дешевая. Однако при эксплуатации на проселочных дорогах
такая подвеска не обеспечивает достаточной проходимости. Здесь про
являются все преимущества независимой подвески. В ней используют
ся резиножгутовые торсионы производства немецкой компании Alko
Kober или венгерской AutofexKnott.
Учитывая, что сейчас в России наиболее распространены автомоби
ли с 13дюймовыми колесами, чаще всего именно они и применяются
в прицепах. Оригинальную конструкцию ступицы с восемью болтами
разработали на Курганском машиностроительном заводе. На нее мож
но крепить и «ВАЗовские», и «Москвичевские» колеса. Некоторые при
цепы (Тонар 8310, ВМЗ8291) устанавливаются на 10дюймовые колеса.
У таких прицепов ниже погрузочная высота и центр тяжести, следова
тельно, их проще загружать и они более устойчивы. Но нагрузка на
10дюймовые колеса гораздо меньше, стало быть, и грузоподъемность
прицепа меньше. У ВМЗ8291 она составляет всего 190 кг. К тому же
для прицепа приходится возить лишнюю запаску. Поднять грузоподъ
емность до больших величин можно за счет увеличения числа осей
(у Тонар 8310 их две).
Международные и российские правила допускают эксплуатацию
прицепов полной массой до 750 кг без их оснащения тормозами. На бо
лее тяжелых прицепах применяют тормоза инерционного типа.
Выпуск грузовых прицепов к легковым автомобилям налажен сей
час более чем на десяти предприятиях России и Белоруссии.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
402
Курганский машиностроительный завод, используя ограниченное
количество узлов и деталей, выпускает 7 типов прицепов, составляю
щих семейство «Крепыш». Применение надставных бортов позволяет
увеличивать их высоту от 250 до 500 мм. Передний и задний борта
откидные, причем задний борт может откидываться на нижних и верх
них петлях. Последнее обстоятельство вкупе с оригинальной конст
рукцией дышла позволяет использовать прицепы 8213 и 8284 как
самосвальные.
Компания «Тонар» из подмосковного ОреховоЗуево выпускает
семейство бортовых прицепов грузоподъемностью до 1600 кг. Все они
имеют оцинкованные борта, независимую торсионную подвеску фир
мы Alko Kober, пластиковые крылья, унифицированные каркасы для
тентов различной высоты. Из набора модульных узлов и деталей выпу
скается около десяти базовых моделей и практически неограниченное
число версий и модификаций.
Московский завод спецавтомобилей выпускает отличные шасси
для многофункциональных прицепов, среди которых и бортовые.
Подвеска независимая торсионная Alko Kober, колеса 13дюймовые.
Борта высотой 300 мм, штампованные из оцинкованной стали с защит
ным покрытием. Грузоподъемность базовых моделей серии 17 700 —
310–330 кг.
Ступинское производство вышло на рынок с серией прицепов
«Трейлер» полной массой до 500 кг. Простота конструкции, рессорная ..далее