Как влияет на обзорность и видимость обстановка на дороге?
На прямолинейных участках видимость зависит только от продольно
го профиля, на криволинейных — от обустройства обочин и полосы
отвода дороги. Близко расположенные к обочине зеленые насажде
Знакомство с автомобилем
171
ния, холмы, строения ухудшают обзорность и безопасность дороги.
Недостаточная обзорность дороги является часто причиной серьез
ных ДТП. Особенно часто несчастные случаи в этих условиях возника
ют при обгонах. Они происходят изза того, что при плохой видимости
или обзорности водитель несвоевременно получает информацию об
обстановке на дороге и не успевает предпринять необходимых
действий.
Характерно, что количество происшествий зависит не только от на
личия на дорогах участков с ограниченной видимостью и обзорностью,
но и от частоты их расположения на трассе.
Исследования показывают, что опаснее редкие места ограниченной
видимости и обзорности, чем часто встречающиеся, как, к примеру,
на горных дорогах. В этих случаях плохие условия компенсируются
постоянной повышенной внимательностью водителей, и скорость дви
жения автомобилей значительно меньше, чем в равнинных условиях.
Опасен ограниченный (закрытый) обзор на пересечениях дорог и
улиц, на железнодорожных переездах, здесь чаще происходят столкно
вения транспорта, чем на пересечениях с неограниченным обзором.
Дорога в холмистой местности. Изза частых подъемов и спусков
продольная видимость дороги недостаточна. Опасности здесь могут
быть следующие:
· Столкновение с оставленным на проезжей части автомобилем
(изза неисправности), не видимым изза перелома;
· Потеря управляемости изза дефектов дороги (разрушения, ямы
и т.д.), не видимых изза перелома.
Закрытый поворот, горные дороги. Закрытый обзор, недостаточ
ная информация о движении на участке. Возможны столкновение со
встречным (и попутным) транспортом; потеря управляемости изза не
видимых за поворотом разрушений.
Дорога в лесу с малой полосой отвода. Возможно: неожиданный
выход на проезжую часть изза деревьев людей и животных; наезд
на людей, животных; наезд на деревья изза потери управляемости.
Въезд в тоннель. Резкий переход к участку с худшей освещен
ностью. Возможны столкновения со встречным, попутным транспор
том, наезд на ограждения.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
172
Пересечения улиц в городах. Закрытый обзор, недостаточная ин
формация о дорожном движении. Столкновения, наезды на пешеходов.
Остановки общественного транспорта. Неожиданный выход
пешеходов. Возможен наезд на пешеходов.
Железнодорожный переезд. Неожиданный выезд поезда изза
предмета, ограничивающего обзор. Возможно столкновение с поездом.
Движение ночью
Вообще ночью лучше спать, а не ездить на автомобиле. По крайней
мере, такой вывод напрашивается из анализа статистики, согласно ко
торой в темное время опасность совершить наезд на пешего увеличи
вается в 9 раз, на велосипедиста — примерно в 2,6 раза, на неподвижное
препятствие — в 2 раза.
Однако нет такого автомобилиста, которому не приходилось бы
хоть иногда ездить ночью.
Все привычное и знакомое днем ночью выглядит совсем подруго
му. Там, где при хорошем освещении видно множество деталей, теперь
лишь темные силуэты. И нет ничего удивительного, если вы пропус
тите нужный поворот или заедете не на ту сторону, ведь признаки,
позволяющие вам ориентироваться в дорожном движении, стали сов
сем другими. Днем ваши глаза воспринимают обстановку с помощью
расположенных на сетчатке глаза нервных окончаний, называемых
колбочками, а ночью основную роль уже играют не они, а другие, на
зываемые палочками. С их помощью можно различить только контуры ..далее