внимания на окружающих.
Вот в таких случаях, слегка нажав на звуковой сигнал, вы достиг
нете желаемого — вас заметят, станут внимательнее, сосредоточеннее,
настроятся на управление автомобилем, если они от него отвлеклись.
Но есть, конечно, гораздо более серьезные ситуации. В таких слу
чаях колебания излишни, они только отнимают драгоценное время.
Давите изо всей силы на звуковой сигнал — вам простят шум, если
удастся избежать дорожнотранспортного происшествия. Вот некото
рые из них:
· водитель другого автомобиля настойчиво стремится занять на до
роге то же место, которое сейчас вы занимаете;
· навстречу по вашей полосе движется другой автомобиль;
· вы потеряли контроль над управлением автомобилем.
Встречаются водители, применяющие звуковой сигнал некоррект
но, т.е. пытающиеся с его помощью расчистить себе дорогу. Такие
действия ничем нельзя оправдать, а объяснить их можно лишь некуль
турностью и нежеланием считаться с другими. Не следует забывать,
что звуковой сигнал — это средство предупреждения об опасности,
Знакомство с автомобилем
127
предотвращения дорожнотранспортного происшествия, а не утверж
дение своего преимущества на движение.
Итак, звуковой сигнал — хорошее средство предупреждения об опас
ности. Но самое лучшее средство — не допускать опасности вообще,
не доводить до того, чтобы необходим был звуковой сигнал, т.е. про
гнозировать опасность и вовремя избегать ее. А для этого нужно, преж
де всего, применить опережающее наблюдение, что позволит вам
устранить опасность еще до того, как она возникла. Если же обстанов
ка не позволяет видеть дорогу достаточно далеко, существуют специ
альные приемы скоростного руления и экстренного торможения,
позволяющее уклониться от опасности даже при дефиците времени.
Главное — следите за другими. Не настаивайте на своем преимуществе,
даже если оно действительно вам принадлежит, а другой водитель
совершает ошибку.
Не ввязывайтесь в спор — это лишь осложнит ситуацию, в которой
участвуете вы сами, и если чтото произойдет, осознание собственной
правоты будет вам слабым утешением.
Еще один способ связи — располагать автомобиль на дороге так,
чтобы его видели другие. Способ простой, нужно только не пренебре
гать им и немножко думать.
К примеру, вы хорошо знаете, как трудно порой бывает увидеть
автомобиль, движущийся справа от вас. Поэтому старайтесь находить
ся на проезжей части так, чтобы вас лучше было видно, не задержи
вайтесь в «слепых» зонах водителей, движущихся рядом по соседним
полосам. Чем больше вы находитесь в «слепой» зоне, тем больше
подвергаетесь опасности.
Если вы объезжаете, обгоняете, опережаете какойто транспорт
справа, не пытайтесь предупредить его с помощью звукового сигнала
(ну разве что в случае крайней необходимости). Ведь достаточно труд
но уловить, с какой стороны прозвучал сигнал. И многие водители,
услышав его, решают, что ктото собирается их опережать слева (как
это чаще всего и бывает), поэтому без лишних раздумий принимают
вправо, уступая вам дорогу.
Проезд перекрестка в прямом направлении. Чтобы после оста
новки автомобиля перед перекрестком (у стоплиний или у края проез
жей части пересекаемого направления) пересечь затем двухполосную
Энциклопедия начинающего автомобилиста
128
дорогу, нужно примерно 4 с. Но это минимальная величина. В зависи
мости от состояния вашего транспортного средства, дорожных и по
годных условий она может увеличиться.
Итак, если дорожные условия и состояние автомобиля хорошие,
вам потребуется 4 с, чтобы проехать перекресток.
Если к вам приближается другой автомобиль слева, то расстояние
от вашего автомобиля до него в момент трогания с места должно быть
не менее 4 с. ..далее