ственное средство спасения от этого нежелательного явления — отдых,
пусть даже не очень продолжительный.
Знакомство с автомобилем
207
ОСОБЕННОСТИ ЕЗДЫ НА АВТОМОБИЛЯХ С АКПП
С чего начинается езда на автомобиле с АКПП (автоматической короб
кой переключения передач)? Любая поездка, само собой, начинается
с завода и прогрева двигателя. Ездить на непрогретой машине (особен
но зимой) не рекомендуется вообще, а АКПП на непрогретой машине
может не переключаться на 4ю передачу (overdrive).
После прогрева нужно переключить АКПП с «P» на «D» (перед этим
нажав на педаль тормоза), дождаться легкого толчка, отпустить педаль
тормоза, нажать на газ и поехать.
Буквы на автомате имеют следующее значение:
· «P» — парковка. Вал коробки блокируется, автомобиль стоит на
месте. Используется при длительных остановках (приехал на сто
янку, поставил на «P»).
· «R» — задний ход.
· «N» — нейтраль, автомобиль может свободно ехать, но в АКПП
выключены элементы управления.
Остальные кнопки в зависимости от производителя могут обозна
чаться как «D», «3», «2», «1», «L», «2L» и обозначают количество разре
шенных передач. «D» используется для собственно езды в нормальном
режиме (рекомендуется поставить автомат в это положение и больше
не переключать — он все сделает сам), остальные положения предназ
начены в основном для торможения двигателем.
Рычаг автомата можно переводить из одного положения в другое
на ходу, но не во все положения. Фактически разрешены переводы
«D» — «2» — «L» при торможении двигателем. Переключать же на хо
ду автомат в положения «P» и «R» категорически не рекомендуется.
Это чревато серьезными поломками автомата. Хотя многие рассказы
вают о том, что в случае переключения на «P» или «R» во время дви
жения вперед все обошлось тем, что машина заглохла, заниматься этим
не стоит — произойдет жесткое торможение двигателем, что может
вылиться в дорогой ремонт или замену АКПП.
Переводить ли автомат в положение «N» при остановках на свето
форе, в пробках или при спуске с горки — вопрос тоже спорный.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
208
В официальных мануалах, например, рекомендуется переключать
АКПП на «N» при длительных остановках. Но дело в том, что понятие
«длительной остановки» у каждого водителя свое, и каждый, в принци
пе, решает это для себя сам: комуто лениво держать ногу на педали
тормоза дольше минуты, и он переключается на «N» или даже на «P»,
а ктото считает, что при переключении автомата тудасюда его детали
быстрее изнашиваются.
Во время же спуска с горы включать нейтраль не советуют. Эконо
мии бензина это не вызывает, но может вызвать проблемы: при тормо
жении есть вероятность блокировки колес, поэтому лучше тормозить
двигателем.
При парковке, когда автомат поставлен в положение «P», ставить
машину на ручник необязательно, если она стоит на ровном месте без
уклона. Некоторые даже настоятельно не рекомендуют ставить маши
ну на ручник в мороз — тормозные колодки примерзают. А вот на ук
лонах для уменьшения нагрузки на автомат советуют действовать так:
нажать тормоз, перевести автомат на «N», поставить машину на руч
ник, отпустить тормоз и после полной остановки перевести автомат
в положение «P».
Для машин с АКПП существует и такое понятие, как кикдаун (от ан
глийского kickdown). При резком нажатии педали газа (в любой мо
мент, как во время движения, так и с места) АКПП выбирает наиболее
быстрый вариант разгона (переключается на пониженную передачу,
максимально отодвигает дроссельную заслонку — способы реализации
бывают разные), машина резко ускоряется, что полезно, например,
при обгонах. Горючее при этом, естественно, расходуется ускорен
ными темпами. ..далее