чу машину или налетит на мачту освещения. Кажется — сделать ничего
нельзя. Можно!
Практика показывает: если люди, находящиеся в таком автомобиле,
за эти секунды успеют подготовиться к роковому удару, то они получат
менее тяжелые травмы, чем те, кого ДТП застало врасплох.
Итак, если столкновение транспортных средств или наезд на пре
пятствие неминуемы, то необходимо предпринять такие меры, кото
рые препятствовали бы перемещению водителя и пассажиров внутри
автомобиля.
Жизнь автомобилиста
631
Основные травмы наносятся при ударе о рулевую колонку, ветровое
стекло, приборный щиток, стойки. Смягчить этот удар, не дав ваше
му телу пролететь в салоне лишние сантиметры, — вот главная задача.
Действия водителя
Водитель обычно первым замечает возникшую опасность, принимает
необходимые решения. Короче — он «капитан» на своем корабле, ос
новной обязанностью которого является сохранение безопасности пас
сажиров. Конечно, лучше, когда те знают, как вести себя в такой
ситуации, но вовремя отданный приказ, исходящий от водителя, —
дело первоочередное.
Теперь можно позаботиться о себе: перед самым столкновением
положите предплечья на руль. Руки расположите близко друг к другу
у верхней точки рулевого колеса, крепко удерживая его кистями. Голова
и шея наклонены вперед, туловище — натягивает ремни безопасности.
Слабо натянутый ремень — предпосылка к дополнительному
травмированию грудной клетки или брюшной полости. Так что не за
бывайте: ремни безопасности — не бутафорская игрушка, и перед каж
дой поездкой они должны быть правильно подогнаны по размерам
туловища человека.
Действия пассажиров
О том, что ремень безопасности должен быть хорошо подогнан, нужно
помнить и пассажиру, сидящему рядом с водителем. Поэтому он также
должен максимально подтянуть ремень по своему телу.
Рулевого колеса перед пассажиром нет — упритесь кистями полу
согнутых рук в приборную доску. Голову же и шею наклоните возможно
ниже.
Пассажир, сидящий на заднем сидении и пристегнутый ремнем
безопасности, должен лечь на сиденье и прикрыть руками голову.
К сожалению, не все автомобили до сих пор оборудованы для пасса
жиров на задних сидениях ремнями безопасности. В этом случае реко
мендуется согнуться и опереться руками в спинку переднего сиденья.
Крепко держаться руками за сиденье или поручни и петли, если
вы не используете ремни безопасности — не стоит. В момент столкно
вения при скорости 100 км/ч масса вашего тела возрастает до 10 раз,
Энциклопедия начинающего автомобилиста
632
и, конечно, в таком случае никаких сил мышц не хватит для того,
чтобы удержать тело человека на месте.
Удар сзади
Водителям необходимо поглядывать в зеркало заднего вида. Если эти
рекомендации ими не забыты, то приближение надвигающейся опас
ности — неизбежного наезда сзади — будет замечено заблаговременно.
А раз так, то и время для применения мер безопасности окажется
достаточным.
Для этого водителю необходимо упереться ногами в пол возле педа
лей и плотно прижаться спиной к сиденью. Рядом сидящему пассажиру
нужно принять такое положение, чтобы голова и шея плотно прижа
лись к спинке сиденья, колени уперлись в приборную доску, а руки
крепко держались за край сиденья. Пассажиры на заднем сидении
должны занять аналогичные позы, упершись коленями в спинки перед
них сидений.
После аварии
Обстановка после ДТП всегда сопряжена с нервозностью. Поэтому са
мое важное — не терять самообладания. Ни в коем случае не пользуй
тесь открытым огнем, ведь возможно, что при аварии из бака вытекает ..далее