вания — то доливают электролит. Если изза выкипания — то доливают
дистиллированную воду.
КАК НЕ ПЕРЕГРЕТЬ ДВИГАТЕЛЬ
Перегретый мотор способен на ходу перевернуть автомобиль. Это
происходит так: раскаленные поршни увеличиваются в размерах, их
заклинивает в блоке цилиндров (профессионалы говорят «клинит дви
гатель»), намертво блокируются ведущие колеса, и… там как повезет.
Простите за банальность, но все, что должно работать, должно
работать так, как рекомендовано производителем. Можно с уверенно
стью утверждать: если двигатель грамотно отрегулирован и система
охлаждения исправна, то это позволяет совершенно спокойно эксплу
атировать машину на трассе и в городском цикле при жаре под 40 гра
дусов! Разумеется, исключая простои в заторах и пробках. Вот здесь
не требуйте даже от идеально исправной машины невозможного. Езда
в пробках черепашьим шагом, на первой передаче, в жару доведет
Эксплуатация и ремонт автомобиля
351
до кипения не только двигатель. (Это, правда, не относится к автомо
билям с механическим приводом вентилятора охлаждения, например,
к вазовской классике).
В пробках следует быть особенно бдительным. Чтобы не допус
тить перегрева мотора, следить за указателем температуры охлажда
ющей жидкости надо постоянно. Ну, а если проглядели момент —
запах кипящего тосола и пар изпод капота подскажут: включай ава
рийку, отталкивай авто на обочину, поднимай капот и ищи причину
перегрева.
Вообще, прежде чем говорить о причинах, надо соблюсти самые
простые профилактические меры.
Вопервых, необходимо периодически продувать сжатым воздухом
или промывать водой под напором воздушные зазоры между трубками
радиатора. Не случайно вначале упоминается о тополином пухе, ко
марах и мошках. Именно в ячейки радиатора они и забиваются. Такая
«прокладка» здорово снижает эффект охлаждения, поскольку вентиля
ция уже помогает плохо.
Вовторых, надо полностью очистить от многомесячного слоя грязи
поддон масляного картера. Особенно уместно сделать это после зим
невесеннего сезона. Кстати, для лучшего доступа при очистке поддона
защиту лучше снять.
Втретьих, банальный совет: не забывайте следить за уровнем масла.
И не по лампочке на на панели приборов, а по рискам на щупе в блоке
цилиндров. Это и надежнее в смысле контроля, и позволяет более точ
но определить — долить масла в двигатель или его там достаточно.
Оптимальным уровнем можно считать уровень масла между рисками
«минимум» и «максимум».
Вчетвертых, не ленитесь (лучше перед каждым выездом) прове
рять уровень тосола. Имейте в виду — в жаркую погоду да еще в режиме
городского движения эта жидкость имеет свойство немного испарять
ся. Мы уж не говорим — выкипать. Кстати, если в расширительном
бачке вместо тосола плещется какаянибудь бурда кофейного цвета, то
вполне возможно, что вы незаметно для себя двигатель всетаки
перегрели.
Другие варианты: тосол давно не меняли, жидкость плохого качест
ва или в системе охлаждения очень много всяких химических отло
Энциклопедия начинающего автомобилиста
352
жений. Возможно, понадобится промыть радиатор. В любом случае
с этим следует разобраться конкретно, поскольку жидкость такого неес
тественного для тосола цвета уже ничего толком охладить не в состо
янии. Никогда не экономьте на охлаждающей жидкости. Качественный
и вовремя заменяемый тосол на самом деле способен сэкономить авто
владельцу немалую сумму.
И непосредственно о том, как вести себя в автомобильной пробке.
На себе не проверяли, но резон, который выдвигают некоторые води
тели со стажем, в этом есть. Для большего притока воздуха можно
приоткрыть капот, чтоб образовалась щель. При этом следует хорошо
продумать крепление крышки капота, чтобы она не распахивалась ..далее