торы системы обогрева, кондиционер и др. электропотребители. Од
нако важнейшая функция электрооборудования — привести в действие
стартер, который раскручивает вал двигателя, и создать искру, воспла
меняющую топливовоздушную смесь в цилиндрах. На большинстве
автомобилей устанавливаются 12вольтовая батарея и генератор пере
менного тока. Переменный ток преобразуется в постоянный для за
рядки батареи. Батарея прежде всего необходима для создания
начального тока для задействования стартерного двигателя.
Аккумуляторная батарея. На автомобилях обычно устанавлива
ются свинцовокислотные аккумуляторы. В них активные пластины из
соединений свинца погружены в электролит — водный раствор сер
ной кислоты. Ток вырабатывается в ходе химической реакции между
свинцом и серной кислотой. Когда аккумулятор заряжается, эта реак
ция протекает в обратном направлении. Аккумулятор защищен от пе
резаряжания транзисторной схемой, которая отключает генератор по
достижении полного заряда. В такой схеме нет движущихся частей,
в отличие от регуляторов напряжения старого типа (с размыкающи
мися контактами), и поэтому в ней ничего не изнашивается.
Система зажигания. Искра зажигается электронной схемой с ис
пользованием магнитоимпульсного устройства, частота вращения ко
торого находится в определенном соотношении с частотой вращения
коленчатого вала двигателя (это устройство может располагаться даже
на маховике двигателя). Магнитный сигнал, генерируемый устрой
ством, преобразуется в электрический, который усиливается транзис
торной схемой для установки тока первичной цепи катушки зажигания.
На некоторых двигателях устанавливаются двухвыводные катушки за
жигания для каждой пары цилиндров, а на других — для каждого ци
линдра отдельная катушка, совмещенная со свечой зажигания. Если
используется несколько катушек зажигания, то отпадает необходи
мость в прерывателераспределителе с его ротором, распределяющим
напряжение по свечам, и пучком соединительных проводов. Вся систе
ма зажигания умещается в маленькой коробочке без движущихся час
Приложения
779
тей. К каждому цилиндру идет один провод. Существует много спосо
бов зажигания. На некоторых автомобилях все еще используются рас
пределители зажигания совместно с магнитным зажиганием искры и
электронным управлением моментом ее подачи. Однако общая тен
денция современного автомобильного моторостроения состоит в том,
чтобы обходиться без механических компонентов с их движущимися
и трущимися частями, которые со временем изнашиваются и выходят
из строя. Момент подачи искры затем точно определяется компьюте
ром двигателя. Компьютер может мгновенно отложить подачу искры,
если двигатель детонирует. (В некоторых двигателях датчики стука
(детонационного горения) устанавливаются на каждом цилиндре.)
Электронные устройства позволяют создавать более горячую искру с
максимально точной установкой момента ее подачи, причем эта систе
ма почти не требует внимания в течение срока службы автомобиля.
Передаточное число. Коробка передач автомобиля соединяет
коленчатый вал двигателя с карданным валом, от которого крутящий
момент передается на колеса; передаточным числом можно считать
отношение частот вращения коленчатого и карданного валов. На пер
вой передаче частота вращения коленчатого вала в три раза выше час
тоты вращения карданного вала. Первую передачу иногда называют
низшей, хотя передаточное число у нее наибольшее. Это название объ
ясняется тем, что, хотя на низшей передаче повышение частоты враще
ния двигателя позволяет увеличить крутящий момент до необходимой
величины, вследствие передачи вращения через шестерни разного ди
аметра (от малой к большой) скорость движения автомобиля при вы
сокой частоте вращения двигателя относительно низка. При движении
на третьей, или высшей, передаче справедливо обратное: поскольку
частоты вращения коленчатого и карданного валов одинаковы, автомо
биль достигает максимальной скорости движения. Крутящий момент
от карданного вала передается на колеса через некоторую «конечную»
(главную) передачу. С ней связано еще одно передаточное число —
т.н. передаточное число главной передачи; назначение этой переда ..далее