Могут также снизить сумму штрафа, приняв во внимание имуще
ственное положение виновного (предоставьте, например, справку
о стипендии или о мизерной зарплате), степень тяжести содеянного,
совершение правонарушения первый раз в течение года и т.п. Кстати,
если ранее решение нарсуда было окончательным, то теперь вы впра
ве подать кассационную жалобу в вышестоящий суд и продолжать
тяжбу вплоть до Верховного. (Это новшество введено летом 1999 г.
Конституционным Судом РФ).
Вы можете быть согласны с признанием вас виновным, но считать
стоимость восстановительного ремонта сильно завышенной. Вы имее
те полное право произвести за свой счет собственную калькуляцию и
представить ее суду. Надо сказать, если оценщики берут вознагражде
ние в процентах от оцененного, это противоречит Закону об оценоч
ной деятельности и служит дополнительным основанием оспаривания
правомерности вынесенного акта.
Возместить ущерб виновник аварии может и не дожидаясь суда, до
бровольно. Лучше сделать это в присутствии свидетелей и подтвердить
распиской «ущерб в сумме … руб. возмещен мне полностью, претен
зий не имею».
Если потерпевший и виновник не достигли согласия по поводу
возмещения ущерба, спор решается в судебном порядке.
Интересен вопрос о возмещении вреда при обоюдной вине участни
ков. По сложившемуся в народе мнению, никто никому не должен. Это
не совсем так. По общим правилам гражданского законодательства,
вред возмещается лицом, причинившим вред. Таким образом, сторо
ны обязаны возместить причиненный друг другу ущерб. Если ущерб,
причиненный одному участнику, превышает ущерб, причиненный им
самим, у него есть право на возмещение разницы. Пример: вы помяли
чужую машину на 1000 руб., а ваша а/м пострадала на 10 000. Вина обо
юдная. Вам должны возместить 9000 руб. Здесь возможны варианты.
Суд может, с учетом вины, тяжести и др., снизить эту самую разницу.
Стороне, выигравшей судебный процесс, должны возместить расхо
ды на адвоката, уплаченную госпошлину за подачу иска и другие судеб
ные расходы.
Жизнь автомобилиста
641
СОВЕТЫ ПОПАВШИМ В ДТП
Если вы попали в дорожноFтранспортное происшествие
Все мы находимся и ходим под Богом, и ни один из нас, кто постоян
но или периодически садится за руль, не застрахован от аварий и лю
бых дорожнотранспортных происшествий. Как себя вести и что
делать, если авария всетаки произошла? Как правильно поступать на
месте аварии, как не упустить чтолибо важное, чтобы минимизировать
полученный ущерб или избежать незаслуженного обвинения в вашу
сторону?
Перед тем как приступить к практическим советам, кратко остано
вимся на факторе, который очень существенно влияет на исход разби
рательства, это — поведение водителей после аварии. Мы, естественно,
не рассматриваем случаи, когда лица, попавшие в аварию, получили
тяжелые травмы и нуждаются в срочной медицинской помощи. Тут уж
не до жиру, быть бы живу. Но если вы сильно не пострадали физи
чески, можете соображать и стоять на ногах — тут вам карты в руки.
Как показывает практика, это поведение водителей можно условно
разделить на несколько видов:
· водители, впадающие на месте аварии в глубокую апатию или
транс. Как правило, они не участвуют в первичных следственных
действиях, не участвуют в осмотре места происшествия, составле
нии протокола;
· водители, не утратившие после аварии способности адекватно
реагировать на ситуацию, однако полностью доверяющие сотруд
никам ГАИ или милиции, прибывшим на место аварии. Обычно
они стесняются высказать свои замечания, зачастую подписыва
ют чистые листы протоколов. Обычно к этой категории относят
неопытных водителей, впервые попавших в данную ситуацию;
· водители, пытающиеся до приезда ГАИ исказить в свою пользу
обстановку места происшествия (передвинуть свою машину, ..далее