В связи с этим назначение брони лимузина в первую очередь заклю
чается в снятии случайных криминальных угроз либо в том, чтобы
принять на себя первый удар организованного преступника. Конструк
тор в каждом конкретном случае вынужден решать задачу, базирую
щуюся на достаточно тонком компромиссе между техническими
возможностями базового автомобиля и дополнительным весом, обус
ловленным соответствующим уровнем защиты от определенного рода
воздействий. Чтобы названные составляющие представляли собой
Жизнь автомобилиста
751
единое целое, необходимо решить ряд взаимоисключающих задач,
а именно: правильно адаптировать тщательно спроектированную кон
струкцию автомобиля под увеличенный вес, минимизировав, по воз
можности, отрицательное воздействие дополнительной нагрузки на
ходовые качества автомобиля, его пассивную безопасность и коррозий
ную стойкость кузова.
Свойства баллистической защиты принято оценивать уровнями,
которые определяются способностью противостоять наиболее распро
страненным типам стрелкового оружия, характерного для конкретной
страны или региона. При этом классификация уровней или классов
защиты учитывает наряду с типом оружия и тип боеприпасов, вес и
конструкцию пули, ее скорость и энергию, дистанцию до объекта, угол
обстрела и т.д. Поскольку западное оружие и боеприпасы к нему,
используемые при разграничении уровней защиты, по своим харак
теристикам существенно отличается от отечественного, используемого
в этих целях, при определении российским заказчиком необходимого
уровня защиты могу возникнуть определенные трудности и даже
ошибки.
Дело в том, что уровень броневой защиты автомобилей, поступа
ющих из Европы (Германии), оценивается по национальным (DIN)
или общеевропейским (CEN) стандартам. В России и СНГ принято за
казывать автомобиль с уровнем защиты не ниже B6. Для европейского
клиента это не очень распространенный заказ, поскольку этот вари
ант, с одной стороны, обеспечивает защиту от всего западного легкого
стрелкового оружия, включая штурмовую винтовку G3 под патрон
7,62 х 51 с пулей со свинцовым сердечником. С другой стороны —
предусматривает глубокую и довольно дорогостоящую модернизацию,
в первую очередь ходовой части и ряда других систем автомобиля.
Данный тип оружия по своей мощи существенно превосходит наибо
лее распространенный в России автомат Калашникова — АКМ или
АК74 и наиболее приближен к СВД в варианте патрона с ЛПС (лег
кая пуля стальная). Наиболее же распространенный на Западе уровень
защиты — В4, обеспечивающий защиту от всего зарубежного коротко
ствольного оружия со стандартным боеприпасом, в России не совсем
пригоден, поскольку реальную угрозу для такой защиты представляют
не только любые модификации автомата Калашникова, но и отече
Энциклопедия начинающего автомобилиста
752
ственный пистолет «ТТ». Поскольку в последнее время и на Западе
эти образцы отечественного оружия, правда, не всегда российского
производства, получили довольно широкое распространение, в Герма
нии появились фирмы, которые, наряду с разработкой вариантов за
щиты под европейские уровни (европейское оружие), разрабатывают
и защиту, адаптированную под данное оружие. В частности, наряду
с защитой по уровню В4 появились варианты В4 (ТТ), В4+ (АКМ) и
В4++ (АК74). Последний уровень уже ближе к евроуровню В5. В по
следнее время заметно возросла заинтересованность в защите по клас
су В7, обеспечивающей защиту от пули той же штурмовой винтовки
НАТО G3, но уже со стальным термоупрочненным сердечником.
Качество защиты автомобиля определяется, прежде всего, тщатель
ным проектированием броневой защиты по наиболее вероятным на
правлениям нападения, в т.ч. перекрытии технологических отверстий
в кузове автомобиля для электропроводки, дверных проемов, защитой
компьютерного блока управления двигателем и аккумуляторной бата
реи, установкой защитных жалюзи радиатора двигателя и взрывобезо
пасного самогерметизирующегося топливного бака, а также монтажом ..далее