Если управляемые колеса автомобиля повернуть, то на автомобиль
начинает действовать боковая сила, стремящаяся сместить его от цен
тра поворота. Водитель обычно сразу ощущает это, у автомобиля по
является боковой крен, и его отклоняет в противоположную сторону.
Если боковая сила превышает силы бокового сцепления с дорогой, то
автомобиль начинает скользить вбок (заднеприводный — заносить),
увеличивая радиус поворота. Поэтому он может не вписаться в пово
рот, съехать с дороги и даже опрокинуться.
Действие боковой силы зависит от радиуса поворота и скорости
движения автомобиля. Чем радиус поворота больше, тем ее действие
меньше. Поэтому опытный водитель стремится максимально увели
чить радиус поворота, используя всю ширину полосы движения, но
не выезжая на полосу встречного движения. Скорость движения на
повороте изменяет боковую силу в квадратичной зависимости: если
скорость увеличить в 2 раза, действие боковой силы возрастет в 4 раза.
Поэтому снижение скорости перед входом в поворот является обяза
тельным условием его безопасного прохождения, за исключением до
рог, где скорость лучше увеличить. Тогда действующая боковая сила
сильнее прижмет автомобиль к полотну дороги.
Устойчивое (без заноса) движение на повороте зависит также от со
стояния шин и дороги, силы бокового сцепления колес с дорогой, от
особенностей привода на ведущие колеса (заднеприводные, передне
приводные, полноприводные) и от расположения груза. Занос и опро
кидывание возникают скорее на скользкой дороге у заднеприводного
автомобиля с грузом, значительно выступающим за боковые борта.
Знакомство с автомобилем
67
Наиболее устойчивы к заносу полноприводные и переднеприводные
автомобили.
Явление увода. При движении на повороте вследствие боковой
эластичности шин происходит некоторый снос автомобиля (без про
скальзывания) в сторону, противоположную повороту рулевого коле
са. Явление увода также может возникнуть под действием сильных
порывов ветра. Чем выше скорость движения на повороте, тем боль
ше увод. Это явление имеет в определенных условиях серьезное зна
чение для безопасности движения, и водитель должен уметь его
учитывать. Если водитель не сумеет компенсировать боковой увод
соответствующим поворотом руля, то при правом повороте его выне
сет на полосу встречного движения, а при левом повороте — утянет
на обочину. Боковой увод изза воздействия ветра обычно компенси
руют соответствующим поворотом рулевого колеса. Поэтому при въез
де в зону затишья нужно уменьшить угол поворота рулевого колеса,
чтобы избежать резкого изменения направления движения.
Управляемость и устойчивость. Под управляемостью понимают
способность автомобиля сохранять или изменять направление движе
ния точно в соответствии с приложенными воздействиями. Для сохра
нения прямолинейного движения управляемые колеса автомобиля и
ось подвески устанавливаются под некоторыми углами, что обеспечи
вает стабилизацию передних колес (возврат в нейтральное положение)
при случайных отклонениях после выхода из поворота.
Под устойчивостью понимают способность автомобиля противо
стоять заносу (боковому скольжению) и опрокидыванию. Более веро
ятно нарушение поперечной устойчивости, возникающее вследствие
действия боковых сил и поперечной составляющей силы тяжести.
Устойчивость движущегося автомобиля зависит от многих факто
ров: массы автомобиля, высоты его центра тяжести, ширины колеи,
базы размера шин, их конструкции и состояния; радиусов кривизны
дороги и состояния ее поверхности, скорости и направления движе
ния; умения управлять автомобилем и др.
Установлено, что чем выше расположен центр тяжести автомобиля
и чем уже колея и база, тем выше вероятность опрокидывания на ко
согоре или подъеме. Оно наступает, когда вектор силы тяжести прохо
дит через точку контакта колеса с дорогой.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
68
Наличие груза в кузове, особенно крупногабаритного, увеличивает ..далее