данного участка дороги.
Итак, первое правило: выдерживайте траекторию движения сво
его автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения.
Подтверждением правильности использования центра пути дви
жения как лучшего ориентира для оценки расположения автомобиля
на проезжей части являются результаты нескольких специальных ис
следований, которые были проведены при помощи киносъемки. По
лученные результаты показали, что водители, использующие для
ориентировки, например, центральную разделительную полосу или
правый край дороги, двигаются излишне близко или к центру дороги,
или к обочине.
Правило второе. Смотрите как можно дальше вперед. Это помо
жет вам заранее заметить появившуюся опасность.
Начинающие водители обычно смотрят на дорогу непосредствен
но перед капотом своего автомобиля, поэтому почти ничего не видят
впереди. Нужно с самого начала заставлять себя отрывать взгляд от
дороги перед капотом и переводить его дальше вперед так, чтобы пе
ред возникновением опасности вовремя ее увидеть и успеть, если надо,
остановить автомобиль. Это значит, что смотреть надо на расстояние
больше, чем остановочный путь вашего автомобиля. Ведь вам нужно
успеть заметить появившуюся опасность, оценить ее и решить, что
делать, реализовать свое решение.
Определим более точно расстояние опережающего наблюдения.
В городе достаточно смотреть на 1–2 перекрестка вперед. При движе
нии за городом рекомендуем вам смотреть вперед на расстояние, кото
рое вы пройдете за 12 с, двигаясь с имеющейся скоростью.
Возможно, такой способ измерения для вас несколько непривычен,
но, научившись им пользоваться, вы сможете точно определять рас
Знакомство с автомобилем
83
стояние, правильно наблюдать и контролировать дистанцию. Этот
способ значительно точнее, чем измерение расстояния в метрах, ведь
при этом нужно учитывать еще и скорость, а она постоянно меняется.
Итак, учимся определять расстояние в секундах. Для этого замечаем
какойнибудь неподвижный объект в области, где располагается наш
взгляд (например, столб, стоящий автомобиль, линия разметки и т.д.),
и начинаем считать: «одна тысяча один, одна тысяча два» и так далее
до одной тысячи двенадцати. Получим 12 с. Если вы доехали до объек
та, не досчитав до «одна тысяча двенадцать», то надо перевести взгляд
еще дальше вперед. Почему опытные водители стараются висеть обста
новку впереди на расстоянии, равном 12 с? 12 с — это то время, кото
рое необходимо для обнаружения и оценки характера опасности и
принятия решения до того, как объект опасности попадет в зону ваше
го торможения.
Для торможения автомобиля до полной остановки в нормальных
условиях при скоростях более 60 км/ч требуется время свыше 3 с. При
ухудшении дорожных или атмосферных условий время полного тор
можения автомобиля может увеличиться вдвое. После вычитания из
12 с времени неприкосновенного запаса, требуемого водителю для пол
ного торможения (примем его равным 4 с), остается 8 с. Но ведь объ
ект опасности может двигаться навстречу вашему автомобилю.
Допустим, что он движется со скоростью, равной вашей. Тогда на вос
приятие, оценку и принятие решения остается 4 с. Это тот минимум,
который обычно стараются иметь в запасе опытные водители.
Вторая составляющая правильного наблюдения — это рациональ
ное чередование быстрых осмотров обстановки с более длительным
рассмотрением наиболее важных объектов. Причем наблюдение ве
дется не только за проезжей частью дороги, но и около нее. Это поз
волит вам заранее увидеть пешеходов, собирающихся переходить
дорогу, а также транспортные средства, выезжающие с примыкающих
дорог.
Основная цель наблюдения — поиск опасностей. Поэтому ваши гла
за должны быть активны, т.е. находиться в постоянном движении. Они
как бы «ощупывают» всю окружающую обстановку.
Отсюда правило третье. Активно наблюдайте за изменениями
обстановки не только на проезжей части дороги, но и около нее. ..далее