мастерства используют автотренажеры и автодромы. Современные ав
тотренажеры способны имитировать основные режимы движения
автомобиля, создавая у обучаемого иллюзию управления автомобилем
на дороге. При этом уверенность учащегося в полной безопасности
Энциклопедия начинающего автомобилиста
180
выполнения упражнений на тренажере снимает его нервноэмоцио
нальное напряжение, облегчает и ускоряет выработку навыков.
На автотренажерах полезно отрабатывать действия органами
управления, приемы трогания автомобиля, руления и торможения, ма
неврирования. Основной принцип обучения — многократное повто
рение действия (тренаж), выработка на этой основе динамического
стереотипа.
Можно изготовить, например, простейший тренажер для отработ
ки действий рулевым колесом при заносе. Сиденье водителя вместе с
рулевой колонкой может на роликах перемещаться влевовправо, созда
вая иллюзию заноса. Учащийся должен быстро ориентироваться, куда
вращать рулевое колесо для стабилизации машины.
На автотренажерах отрабатывают простейшие навыки движения
по дороге: трогание и остановка у светофора, обгон, повороты на пе
ресечениях, экстренное торможение, встречный разъезд и др. Для это
го учащийся смотрит на экран, где демонстрируется соответствующий
учебный фильм, представляет себя движущимся в автомобиле по изоб
раженной на экране дороге и с помощью органов управления произ
водит необходимые действия в соответствии с дорожной обстановкой.
Разрабатываемые в ряде стран (ФРГ, США) экспериментальные
тренажеры с использованием ЭВМ и телетехники позволили получить
очень высокую степень имитации реальных условий движения и даже
моделировать опасные ситуации (внезапное торможение автомоби
лялидера, внезапное появление пешехода, заносы и потеря управля
емости и т.п.).
Закрепление полученных на тренажере навыков осуществляют
на учебнотренировочных площадках и автодромах. Здесь также от
рабатываются приемы экстренного торможения, маневрирования в
ограниченных пространствах, управления в заносе, поведения в типич
ных опасных ситуациях методом многократного повторения действий
и ситуаций.
Учебная площадка обычно имеет прямоугольную форму размером
80 х 100 м. Для увеличения ее полезной площади большинство элемен
тов площади делается переносными. Используются гибкие стойкифлаж
ки (металлический пруток, пластмассовые трубки и т.п.) высотой 1,5–2 м
на плоской подставке диаметром 25–30 см для обозначения траекторий
Знакомство с автомобилем
181
движения, габаритных ограничений. С этой целью используются раз
личные конусы из жести или пластмассы и другие легкоопрокидывающи
еся элементы, иногда просто отслужившие срок машины. Для имитации
сложных условий движения используют переносные колодки.
Учебные автодромы представляют собой комплекс стационарных
сооружений: площадки первоначального обучения, для отработки чув
ства габарита, имитирующие основные элементы улиц и дорог, слож
ные и труднопроходимые участки движения, площадки для имитации
опасных ситуаций и др. В зависимости от категории автодром имеет
площадь 4–8 га.
Тренировка чувства габарита и точности глазомера
Для формирования этих навыков рекомендуется отрабатывать
следующие упражнения.
1. Маятник между ограничителями. Водитель с заданного расстояния
(между ограничителями) начинает движение, разгоняет автомобиль и
останавливает его, стараясь коснуться стойки передним или задним
бампером, но не сбить ее. Начинают упражнение с расстояния 5 м
между стойками, затем их раздвигают на 10, 15 м. При этом высоту
стойки постепенно снижают от 1,5 м в начале упражнения до 0,5 м
в конце, чтобы водитель не видел ограничителя в момент касания его.
Это упражнение (с постепенным увеличением темпа) хорошо развива
ет чувство расстояния до ограничителя. Упражнение считается усвоен ..далее