покрытие, большая скорость движения.
Ситуация 21. Легковой автомобиль движется со скоростью 50 км/ч
за грузовиком. Водитель легкового транспортного средства принимает
решение обогнать грузовой автомобиль. Начав обгон, он видит встреч
ный автобус, который может помешать выполнению маневра. В ожида
нии проезда этого автобуса водитель легкового автомобиля резко
сокращает дистанцию до грузовика, идет почти вплотную к нему. Грузо
вой автомобиль резко тормозит, так как впереди него на проезжей ча
сти дороги появляется пешеход, переходящий дорогу (могут быть и
другие причины торможения: яма или неровность на проезжей части
дороги; неожиданный маневр встречного транспорта; стоящий, оста
навливающийся, выезжающий на дорогу со двора или с примыкающей
дороги автомобиль). Происходит попутное столкновение легкового
Знакомство с автомобилем
141
и грузового автомобилей либо водитель легкового автомобиля, пыта
ясь избежать столкновения с грузовиком, выезжает на полосу встречно
го движения, и тут его автомобиль сталкивается с автобусом.
Ошибка водителя легкового автомобиля заключается в неправиль
ном выборе дистанции до лидирующего транспортного средства. При
чиной этого может быть недооценка вероятности торможения
лидирующего автомобиля, а также отвлечение внимания при выпол
нении обгона.
Вероятность возникновения ошибки повышается при движении
за крупногабаритным транспортным средством, загораживающим об
зор впереди. Вероятность возникновения ДТП при ошибке в выборе
дистанции увеличивается на скользком покрытии дороги, малой ши
рине или сужении проезжей части, большой скорости движения,
различиях в тормозных характеристиках транспортных средств, непра
вильном торможении.
Выбор траектории движения
Ситуация 22. Водитель легкового автомобиля подъезжает к пересече
нию с главной дорогой, намереваясь совершить левый поворот. Видя
подъезжающий слева грузовик и справа автобус, он решает поворачи
вать, не снижая скорости, чтобы успеть совершить маневр до того,
как эти транспортные средства подъедут к перекрестку. В конечной
фазе маневра водитель слышит резкий сигнал, который подает води
тель автобуса, требуя освобождения пути для движения. Водитель лег
кового автомобиля резко поворачивает руль влево, чтобы освободить
полосу движения, и при этом его транспортное средство выезжает
на встречную полосу движения, где сталкивается с грузовиком.
Водитель совершил следующие ошибки: вопервых, недооценил
скорость автобуса и неправильно оценил расстояние до него, вовто
рых, слишком резко повернул руль.
Причины ошибок связаны с недостаточным развитием навыков
определения скорости и расстояния до других транспортных средств,
с плохой техникой руления.
Вероятность возникновения ДТП при совершении ошибок увели
чивается при больших скоростях движущихся транспортных средств
и малой площади перекрестка.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
142
Ситуация 23. Водитель легкового автомобиля, поворачивая на глав
ную дорогу, решает объехать медленно движущийся грузовик. После
объезда легковой автомобиль резко выезжает на вторую полосу движе
ния, где происходит столкновение с другим легковым автомобилем,
который завершал опережение автобуса.
Ошибка водителя заключается в выборе опасной траектории пово
рота с выездом сразу на вторую полосу. Причина ошибки — отсутствие
постоянного наблюдения за обстановкой (слева, сзади) и недооценка
опасности закрытого обзора, создаваемого автобусом.
Вероятность ДТП в результате ошибки увеличивается при больших
скоростях и плотном транспортном потоке на главной дороге.
Ситуация 24. Водитель грузового автомобиля, двигаясь по узкой
двухполосной дороге, увидел, что легковой автомобиль, движущийся
во встречном направлении, внезапно выехал на полосу встречного дви ..далее