рается спуститься на проезжую часть. Поскольку любое встречное
или впереди идущее транспортное средство изза условий движения
или ошибки водителя может развернуться и оно потенциально спо
собно помешать вашему движению — держитесь от всех подальше и
готовьтесь в случае необходимости не просто останавливаться на про
езжей части, а поменять стратегию движения, например, заблаговре
менно уйти от возможной или явной опасности столкновения в снег
обочины или кювета, чтобы сохранить прежде всего своих пассажи
ров и себя, а также защитить хотя бы снегом свой автомобиль. Если
Эксплуатация и ремонт автомобиля
335
вне дороги не окажется твердых предметов, ваш автомобиль также
не пострадает даже при контакте со слежавшимся снегом на доста
точно высокой скорости соударения. Совершая на скользкой дороге
обгон, предварительно подготовьте себе хотя бы один запасной ва
риант ухода от столкновения на случай, если обгоняемый вольно или
невольно станет мешать вам, а если ничего не получается, воздержи
тесь от обгона.
Известно, что мастерство в любой области деятельности представ
ляет собою сплав опыта и навыков. Не является исключением и приоб
ретение мастерства водителя, но если на летней дороге от водителя
не требовалось какихто специальных навыков вождения, за исключе
нием освоения навыка прерывистого торможения, иное дело приобре
тение опыта зимней езды. Чтобы научиться уверенно ездить по зимней
дороге, нужно постараться понять, хотя бы на основе ранее изложен
ного в этой книге материала, технику гашения заносов и вождения ав
томобиля по скользкой дороге, а затем отработать ее практически на
специально подобранной площадке. Так как достаточно просторную,
очищенную от глубокого снега площадку зимой найти нелегко, мож
но воспользоваться любым пятачком, который позволяет хотя бы один
поворот выбранной тренировочной трассы расположить таким обра
зом, чтобы он находился на достаточном удалении от тех границ пло
щадки, в сторону которых может сносить на повороте потерявший
управление автомобиль. Если имеется возможность потренироваться
на просторной площадке, желательно наметить себе несколько типов
трасс, например, широко распространенные на соревнованиях по ав
тослалому восьмерку и змейку, а также кольцевую трассу ипподромного
типа с прямолинейными участками между закруглениями.
Выезжая на тренировку, неплохо иметь напарника с секундомером,
который смог бы фиксировать время прохождения каждого заезда,
состоящего из нескольких кругов. Главная цель таких тренировок да
же не в том, чтобы научиться держать автомобиль в режиме контро
лируемого заноса, а в том, чтобы, особенно на первых порах, научиться
не глазами, а телом ощущать начало, направление и интенсивность за
носа и приучить себя на основе этих ощущений автоматически пово
рачивать руль для его гашения. Неумелые водители при выправлении
заноса страдают потому, что не предпринимают мер по его ликвида
Энциклопедия начинающего автомобилиста
336
ции до тех пор, пока глазами не убедятся, что их понесло, а к этому
времени предпринимать какието действия, как правило, поздно.
Первые несколько лет подобные тренировки нужно проводить
по нескольку раз за зиму, впоследствии, по мере приобретения води
тельского стажа, достаточно будет и одного раза. Совершенно отказы
ваться от них, повидимому, никогда не следует. Для одной тренировки
достаточно часа и, уверяем вас, самочувствие после нее на той же
самой скользкой дороге станет совершенно другим. Тем, кто беспоко
ится, что во время тренировки можно испортить шины, можно посо
ветовать перед заездами тщательно осмотреть площадку и убрать с нее
вмерзшие в лед камни и другие предметы. Износ шин после часовой
тренировки на льду или укатанном снегу будет не больше, чем от рядо
вой летней поездки такой же продолжительности.
Как же ездить
Сейчас особенно сложно ездить по улицам и дорогам в населенных пунк
тах. Обилие снега, обледенелые колеи, сузившаяся проезжая часть тре
бует от водителя специфических навыков и повышенного внимания. ..далее