заслонок карбюратора. Снимите переднюю защитную крышку зубча
того ремня и крышку головки блока цилиндров.
Установите рычаг переключения передач в нейтральное положение
и поверните по часовой стрелке коленчатый вал в такое положение,
чтобы метка на маховике, видимая в люке кожуха сцепления, находи
лась против среднего деления шкалы на кожухе. При этом метка на
шкиве распределительного вала должна находиться против установоч
ной метки на задней крышке зубчатого ремня.
Открутите гайку крепления оси натяжного ролика и снимите ось
вместе с роликом и размерным кольцом. Затем снимите ремень со шки
ва распределительного вала.
Придерживая шкив распределительного вала от проворачивания
спецприспособлением или какимлибо рычагом, вставленным в отвер
стие шкива, отверните винт его крепления и снимите с распредвала
шкив со шпонкой.
Открутите гайку крепления к головке блока цилиндров задней
крышки зубчатого ремня. Выкрутите болты крепления головки блока
цилиндров и снимите головку и прокладку. Очистите шабером приле
гающие к прокладке поверхности головки и блока.
Устанавливайте головку блока цилиндров в обратном порядке. По
вторное применение прокладки головки блока цилиндров не допуска
ется, поэтому замените ее новой, правильно установив ее на блок
цилиндров.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
438
Если болты крепления головки цилиндров вытянулись (длина пре
вышает 135,5 мм) или дефектные, замените их новыми. Болты затяги
вайте в определенной для данного двигателя последовательности.
Чтобы обеспечить надежное уплотнение и исключить подтяжку бол
тов при техобслуживании автомобилей, болты крепления головки ци
линдров затягиваются в несколько приемов. Например, на ВАЗ2109:
· 1й прием — моментом 2 кгс/м;
· 2й прием — 7,1–8,7 кгс/м;
· 3й прием — доверните болты на 90°;
· 4й прием — снова доверните все болты на 90°.
Для затяжки болтов крепления головки блоков цилиндров следует
иметь динамометрический ключ, работающий в указанных пределах.
Гайки крепления приемной трубы глушителя установите новые.
Старые гайки использовать нельзя.
После установки головки цилиндров проверьте и отрегулируйте
зазор в клапанном механизме, натяжение ремня привода распредели
тельного вала, привод карбюратора и момент зажигания.
Распределительный вал
Распределительный вал снимается, как правило, в следующем порядке.
Снимите воздушный фильтр и сверху закройте карбюратор техно
логической заглушкой или тряпкой. Отсоедините от двигателя приво
ды воздушной и дроссельных заслонок карбюратора.
Отсоедините массу от аккумуляторной батареи, а затем провода и
вакуумный шланг отдатчикараспределителя зажигания. Отверните
гайки крепления, снимите распределитель зажигания с кронштейном
проводов высокого напряжения. Снимите топливный насос, а затем
корпус привода вспомогательных агрегатов.
Снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня, установите
рычаг переключения передач в нейтральное положение и поверните
коленчатый вал по часовой стрелке в такое положение, чтобы метка
на шкиве распределительного вала находилась против установочной
метки на задней крышке зубчатого ремня, а метка на маховике была
против среднего деления шкалы на корпусе двигателя.
Эксплуатация и ремонт автомобиля
439
Ослабьте гайку крепления оси натяжного ролика и поверните его
в такое положение, при котором натяжение зубчатого ремня будет ми
нимальным. Снимите зубчатый ремень со шкива распределительного
вала. Придерживая приспособлением для проворачивания шкив рас
пределительного вала, отверните болт его крепления к валу и снимите
шкив. Вместо названного приспособления можно воспользоваться ..далее