· Эксплуатации технически неисправного транспортного средства;
· Управления застрахованным ТС лицами, не имеющими удостове
рения на право управления ТС соответствующей категории, или
лицами, не указанными в заявлении/договоре страхования;
· Использования застрахованного ТС в целях обучения вождению
или для участия в различных соревнованиях;
· Воздействия ядерного взрыва, радиации и радиоактивного излу
чения; всякого рода военных и террористических действий и их
последствий, а также народных волнений и забастовок;
· Конфискации, реквизиции, ареста, уничтожения или поврежде
ния ТС по распоряжению властей.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
580
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ С ГИБДД
Для большинства автомобилистов общение с инспектором ГИБДД —
событие неприятное. Но если научиться правильно строить отноше
ния, то неизбежные встречи с блюстителями порядка на дорогах пере
станут быть для нас источником ненужных переживаний.
Американский психолог Аллан Пиз предложил свой вариант обще
ния с инспектором. Если вас остановил дорожный полицейский, счи
тает Пиз, необходимо немедленно выйти из машины и самому подойти
к представителю власти — «на его территорию». Этим вы проявляете
уважение, и, по теории, он должен отнестись к вам более благосклонно.
Подойдя к полицейскому, постарайтесь пригнуться, чтобы казаться ни
же него ростом. Таким образом вы как бы принижаете свой социаль
ный статус. А дальше начинайте оправдываться, распишитесь в своей
глупости и безответственности и, наоборот, отметьте бдительность и
добросовестность полицейского. Затем попросите умоляющим голо
сом не штрафовать вас, повернув руки ладонями вверх. Этот жест вы
ражает открытость и лояльность. В результате инспектор проникнется
к вам доверием, убедится, что вы совершили нарушение по оплошно
сти, в чем искренне раскаиваетесь. Как уверяет Аллан Пиз, дорожный
полицейский вас отечески пожурит и отпустит без штрафа на все четы
ре стороны, пожелав доброго пути.
Будут ли эти рекомендации работать в наших условиях? Мнение
протестированных российских автомобилистов оказалось единодуш
ным: благодарность за проявленную бдительность будет воспринята
сотрудником ГИБДД как глумление и издевательство, а просьба не вы
писывать штраф скорее всего вызовет отвращение к нарушителю. То
есть эффект от этих манипуляций будет прямо противоположным.
Итак, общение водителя и инспектора у «нас» и у «них» строится
по разным законам, в силу чего подобные рекомендации у нас не рабо
тают. Да и для «них», на самом деле, толку от подобных советов
немного. В Америке и во многих европейских странах дорожное за
конодательство настолько жесткое по отношению к нарушителям, что
никакая «невербалка» не поможет. К сожалению, в России отношения
власти с отдельно взятой личностью строились, как правило, на по
давлении и унижении, с одной стороны, и на враждебности и непри
Жизнь автомобилиста
581
язни — с другой. Поэтому наш человек будет первым делом стремить
ся оградить свое собственное достоинство. Но отрицать огромное зна
чение невербального общения не стоит. Вспомните, ведь даже
проезжая мимо стоящих у края дороги инспектора и водителя, по их
жестам и позам вы почти безошибочно определяете тональность разго
вора. И как бы ни были разнообразны индивидуальные стили поведе
ния, их можно свести к трем основным: агрессивный, уверенный
и неуверенный.
Агрессивный стиль в большей мере свойственен мужчинам. Агрессор
всегда на войне, он бессознательно готов вступить в схватку. Это, есте
ственно, отражается на его стиле вождения, поэтому поводов для обще
ния с сотрудниками ГИБДД у него предостаточно. В общении с
инспектором Агрессор старается еще больше увеличить свою значи
мость. Он широко жестикулирует, пристально смотрит в глаза, сокра
щает дистанцию, наступая на собеседника. Говорит громким голосом,
позволяя себе срываться на крик, угрожающие заявления, язвитель ..далее