Ваши адаптационные способности
Для восстановления способности видеть обстановку при ослеплении
фарами встречного автомобиля требуется в среднем 7–8 с. Сколько
времени для этого требуется вам, можно узнать с помощью уже зна
комого теста. Управляя автомобилем ночью, старайтесь как можно
меньше смотреть на ярко освещенные объекты. Более подробные реко
мендации вы найдете ниже.
Боковое зрение. Способность наблюдать обстановку впереди и при
этом следить за тем, что происходит сбоку, для вас очень важна. Осо
бенно при движении в условиях города, где опасность часто появля
ется сбоку. Эта способность определяется величиной пространства
справа и слева от вас, которое вы можете видеть, держа голову пря
мо и смотря строго вперед. Проверить ее самостоятельно можно сле
дующим образом. Встаньте, держа голову прямо и смотря на любой
объект, находящийся метрах в десяти прямо перед вами. Разведите ру
ки в стороны так, чтобы они образовали прямую линию. Начинайте
их сводить, не опуская вниз. Как только вы сможете видеть их боко
вым зрением, замрите и определите угол между их положением, кото
рое они занимают, и исходным. Если он более 20°, у вас плохое боковое
зрение.
Некоторые люди имеют так называемое тоннельное зрение. Они
могут видеть только в пределах угла не более 40°. Это чрезвычайно
опасно при вождении, так как обстановка по бокам автомобиля оста
ется вне поля зрения. Компенсировать недостатки бокового зрения
можно за счет повышения внимательности и осторожности при про
езде участков, где возможно неожиданное появление опасности сбоку.
Это выезды со двора, пересечение дорог, места, где пешеходы пере
ходят дорогу. Если у вас плохое боковое зрение, наблюдайте за места
ми, где возможно появление опасности сбоку, с помощью поворота
головы, а не краем глаза.
Знакомство с автомобилем
37
При движении в городе вам приходится одновременно следить
сразу за несколькими объектами: светофорами, участниками дорожно
го движения, знаками и т.п. Насколько хорошо это у вас получается,
зависит от способности к быстрому распределению и переключению
внимания.
Если качество внимания у вас на высоте, то можно не бояться
напряженного городского движения. Однако это не освобождает вас
от необходимости изучения приемов правильного наблюдения за об
становкой. Получив плохую оценку, не расстраивайтесь: это можно
компенсировать, доведя до совершенства навыки ориентации в дорож
ном движении и проявляя повышенную осторожность (не ездить
с большой скоростью) в сложных и необычных условиях движения.
Слух нужен водителю для того, чтобы услышать опасность, кото
рую трудно увидеть, например, предупреждающий об опасности зву
ковой сигнал, звук двигателя и шин обгоняющего автомобиля, сирену
«скорой помощи», скрип тормозов. Человек с нормальным слухом мо
жет слышать слова, сказанные обычным голосом, на расстоянии 6 м.
Если у вас пониженный слух, то старайтесь компенсировать его за счет
зрения. Кроме того, не включайте громко радио или магнитофон,
держите свое окно всегда приоткрытым.
Время реакции — важное, но далеко не самое главное, как многие
считают, качество водителя. Нередко люди с отличной реакцией по
падают в происшествия чаще других. Почему? Изза того, что снача
ла делают, а потом думают. Поэтому если у вас не очень хорошее время
реакции, не расстраивайтесь: ничего страшного в этом нет. Вы може
те с успехом компенсировать его за счет умения прогнозировать опас
ность заранее и четко обработанных навыков управления автомобилем
в критических ситуациях.
Тест на определение времени реакции. Возьмите полоску картона дли
ной 12 см, шириной 3 см и попросите когонибудь подержать ее так,
чтобы нижний конец находился между большим и указательным паль
цами вашей правой руки. Тот, кто держит полоску, должен неожидан
но для вас отпустить ее, а вы поймать между пальцами. Если не успели,
значит, не стоит вам обольщаться в отношении своей реакции. Даже ..далее