коленчатого вала, наденьте новый сальник на оправку. Затем пере
двиньте сальник с оправки на фланец коленчатого вала и оправкой
для установки держателя с сальником коленчатого вала запрессуйте
новый сальник, предварительно смазав его моторным маслом. В каче
стве оправки можно использовать гладкую трубу с наружным диаме
тром 104 мм и внутренним 81 мм.
Установите на место маховик в таком же положении, в каком он
находился на двигателе, т.е. чтобы метка (лунка) около обода находи
лась против оси шатунной шейки 4го цилиндра, расположенного ря
дом с маховиком, заблокировав фиксатором маховик, закрепите его
болтами, не забыв установить под них шайбу маховика.
Установите и наживите на маховике сцепление, расположив ведо
мый диск выступающей частью ступицы в сторону нажимного диска.
Отцентрируйте диск относительно маховика оправкой для центриро
вания ведомого диска, затяните болты крепления корзинки сцепления
и установите коробку передач.
Эксплуатация и ремонт автомобиля
445
ШатунноFпоршневая группа
Для снятия деталей этой группы установите автомобиль на подъемник
и отсоедините массу аккумуляторной батареи. Поднимите автомо
биль, снимите брызговик двигателя и слейте охлаждающую жидкость
из радиатора и блока цилиндров. Слейте масло из масляного поддона
двигателя.
Открутите болты и снимите нижнюю крышку картера сцепления
и масляный поддон с прокладкой. Опустите автомобиль и снимите го
ловку блока цилиндров. Открутите болты крепления крышки шатуна
и выньте поршень с шатуном из блока цилиндров вверх.
Установите шатуннопоршневую группу в порядке, обратном сня
тию. При этом необходимо ориентировать поршни стрелкой в проти
воположную сторону от маховика.
Перед установкой головки цилиндров проверните коленчатый вал
до совмещения метки на маховике со средней риской на шкале на кор
пусе двигателя, а шкив распределительного вала поверните так, чтобы
метка на нем находилась слева.
Радиатор
Операции по снятию выполняются на холодном двигателе. Откройте
кран отопителя и снимите пробку с расширительного бачка. Отверни
те сливные пробки радиатора и блока цилиндров, слейте охлаждающую
жидкость. Отсоедините электрические провода от электровентилятора
и его датчика, а также шланги от радиатора.
Отверните гайки и болты крепления кожуха вентилятора и скобы
верхнего крепления радиатора, снимите скобу и, придерживая радиа
тор, выньте кожух в сборе с электровентилятором. Отведите верх ради
атора несколько в сторону моторного отсека и выньте его из подушек
нижних опор и из моторного отсека.
При необходимости открутите гайки крепления и снимите электро
вентилятор с кожуха.
Устанавливайте радиатор в обратном порядке.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
446
Масляный насос
Для демонтажа насоса снимите переднее правое колесо, вывесите авто
мобиль на подъемнике, поверните рулевое колесо до отказа вправо
и слейте масло из поддона двигателя.
Ослабьте крепление генератора, снимите его ремень. Выкрутите
болт с торца коленчатого вала и снимите шкив привода генератора.
Снимите переднюю защитную крышку зубчатого ремня.
Проверните специальным ключом коленчатый вал до совмещения
меток зубчатых шкивов распределительного и коленчатого валов с мет
ками на корпусных деталях и зафиксируйте коленчатый вал стояноч
ным тормозом и включением одной из передач. Ослабьте натяжение
зубчатого ремня, снимите ремень и зубчатый шкив коленчатого вала.
Выкрутите болты крепления и снимите последовательно: крышку
картера сцепления, масляный поддон двигателя с уплотнительной
прокладкой, маслоприемник, масляный насос. ..далее