электрика делается из меди. И получается, что эти ценные металлы
просто смешиваются с черным металлом и теряются, их уже нельзя
выделить. К тому же этот способ неэкологичен, потому что перед
прессом машину не разбирают, пластиковые детали снимаются с ку
зова не все, остатки обшивки салона тоже никого не интересуют. В ре
зультате под пресс попадает не голый металл, а огромное количество
проводов и прочих деталей, которые при переплавке просто сгора
ют. А поскольку большинство пластиковых деталей до сих пор дела
Жизнь автомобилиста
769
ется из ПВХ, который при сгорании выделяет токсичные диоксины,
экология при этом страдает.
В западных странах от этого способа давно отказались. Теперь уже
при проектировании новой модели в нее изначально закладываются
возможности утилизации. Неперерабатываемые детали, такие как
ПВХ, не используются при проектировании, и все детали делаются из
материалов, легко поддающихся переработке. В результате, когда
владелец захочет утилизировать своей автомобиль, он пригоняет его
в центр по утилизации, где автомобиль разбирают по винтикам.
Аккумуляторы поддаются переработке.
Уже сейчас есть фирмы, принимающие б/у аккумуляторные бата
реи. Резина также поддается переработке. На Западе из нее выплав
ляют резиновые коврики для новых же автомобилей, брызговики и
так далее. Кроме того, там резина используется в дорожном строи
тельстве для лучшей амортизации. Легко поддаются переработке стек
ла (причем даже битые), и делать из битых стекол обычное стекло
гораздо дешевле, чем делать его, что называется, «с нуля». Поддают
ся переработке провода и даже использованное автомобильное масло.
В Японии, например, из него научились делать автомобильные масла
для слабеньких машин.
За рубежом утилизация машин производится в специальных цент
рах по утилизации. Причем, как правило, утилизацией конкретной
марки автомобиля занимаются именно специалисты компаниипроиз
водителя. Машина разбирается на отдельные узлы. После чего часть
узлов отправляется в переплавку, часть реставрируется и устанавлива
ется на новые машины. И уж то, что совсем нельзя переработать,
отправляется, грубо говоря, в корзину. Последние модели, например,
«Форда» больше чем на 70% поддаются переработке.
Однако эти реалии не для нашей страны. Ведь какой нормальный
владелец решится приехать, что называется, «на ходу», на своей маши
не, в центр, где от его детища останутся рожки да ножки? У нас, как
правило, автомобили перестают ездить и утилизируются через не
сколько десятков лет после начала эксплуатации. После этого утилизи
ровать их таким образом невозможно. Процент мусора будет огромен.
У нас до сих пор старый автомобиль убивают «до упора», пока он не
начнет уже просто рассыпаться. После этого его бросают под окнами
Энциклопедия начинающего автомобилиста
770
дома. Это связано с тем, что за рубежом государство регулирует нали
чие старых автомобилей в эксплуатации. И там просто невыгодно
содержать машину, которая старше, например, 10 лет. Ведь старый ав
томобиль не соответствует постоянно ужесточающимся экологичес
ким требованиям. Поэтому на автомобили старше, скажем, 5 лет налог
растет в геометрической прогрессии каждый год. И владелец может
просто отвезти эту машину в центр по утилизации. До сих пор так и
не известно точно, судя по всему, эта ситуация в разных странах ре
шается поразному, кто кому платит за утилизацию: центр по утилиза
ции владельцу за его «металлолом» либо владелец центру за то, что
он соблаговолил у него забрать это старье. Мнения наших экспертов
на этот счет разделились.
Но ясно одно: за рубежом машину невозможно просто бросить
на улице. Потому что в этом случае владельца найдут очень быстро и
заставят заплатить штраф за неправильное хранение или утилизацию
автомобиля. В нашей стране ответственность владельца транспортного
средства за неправильное хранение не предусмотрена, хотя работа в
этом направлении ведется. И валяются брошенные машины на улицах, ..далее