При этом речь даже не шла о совершенно черных стеклах: разре
шено было применять лишь тонированные стекла промышленного из
готовления со светопропускной способностью не менее 70 процентов.
То есть примерно равной аналогичной способности оконного стекла,
не мытого неделю.
В 1992 году, когда российский рынок оказался едва ли не завален
иномарками, не имевшими у себя на родине аналогичных табу, в ГОСТ
от 1988 года была внесена поправка: «стекла, не влияющие на обзор
Энциклопедия начинающего автомобилиста
742
водителя, могут иметь светопропускание менее 70 процентов. При на
личии исправных боковых зеркал стекла задней полусферы автомо
биля могут иметь любое светопропускание».
Одновременно возник и самый вопиющий парадокс: требования
ГОСТа не распространяются на стекла, имеющие электрообогрев.
И это даже притом, что электрообогревом оборудованы, как прави
ло, задние стекла, неизбежно попадающие в поле зрения водителя че
рез зеркало заднего вида и существенно влияющие на безопасность
движения! Держитесь за табуретку: заднее стекло с электроподогре
вом, согласно ГОСТу, может быть абсолютно непрозрачным! А вот
задние боковые, не оборудованные электроподогревом, от которых
обзор ровным счетом никак не зависит, могут поглощать свет лишь
на 40 процентов.
Впрочем, полный бред обнаружился по соседству — в ГОСТе 2807089,
регламентирующем обзорность с места водителя, и Приложении к ос
новным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации.
Так вот, оба эти документа гласят, что на стеклах, не находящихся в по
ле зрения водителя, то есть на задних боковых в том числе, можно
использовать непрозрачные шторки!
Бесспорно: автомобиль с абсолютно черными стеклами, особенно
лобовым и передними боковыми, может представлять повышенную
опасность по вполне понятным причинам.
Так же бесспорно и другое: затемненные стекла автомобиля, рас
положенные вне поля зрения водителя, при условии, что лобовое и
стекла передних дверей абсолютно или относительно прозрачные,
опасности не представляют.
Логика милиционеров сводится к обратному: «Тонированные
стекла — это плохо, ведь не видно, что вы везете в салоне — оружие
или террористов».
Ну, вопервых, на физиономии не каждого террориста нацарапано
гвоздем, что он террорист. Вовторых, трудно представить главаря
Нской группировки, который на утреннем инструктаже перед разбор
ками заявит братанам: «Стекла тонировать нельзя, значит, пулеметы
на стрелку не повезем. Вооружимся граблями и лопатами!». И втреть
их, сквозь гардинные шторки, которые в законе, видимость сааавсем
плохая.
Жизнь автомобилиста
743
В защиту теории о ярко выраженной опасности затемненных стекол
придорожные милиционеры толкают еще один довод: водитель дол
жен видеть не только первый движущийся впереди него автомобиль,
но и следующий. Якобы для того, чтобы вовремя узнать: гдето там
впереди ктото уже начал тормозить.
Но ведь очевидно, что не будет опытный водитель вглядываться
далеко вперед через стекла битком набитого «Запорожца», кричать
его пассажирам «Пригнитесь — ни хрена не видно!», ибо из виду может
запросто упустить вполне реальную опасность — колдобину, знак о под
стерегающей опасности или детей на дороге. Со всеми вытекающими
последствиями.
Но даже если признать эту нелепость истиной, следуя милицей
ской логике, необходимо запретить трейлеры, тракторы, грузовики,
пожарные автомобили и кареты «скорой помощи», ибо они уж точно
не стеклянные. Или, на худой конец, их продырявить.
А заодно и поставить к стенке каждого водителя, который на морду
лица водрузил солнцезащитные очки.
При прохождении техосмотра вы должны помнить, что контролер ..далее