подвески, которая обеспечивала бы хорошее управление автомобилем
и плавную езду по дороге любого типа. Однако автомобиль с легкими
рессорами при езде будет испытывать крен и с трудом вписываться в
поворот. Наоборот, автомобиль с жесткой системой подвески, обеспе
чивающей превосходные характеристики управления, при езде будет
испытывать сильные удары и тряску. Конструкция системы подвески
обычно представляет собой результат компромисса между комфортно
стью и управляемостью.
Тормозная система. Тормозная система автомобиля основана на
трении, которое возникает, когда специальная деталь из фрикционно
го материала прижимается к металлической поверхности, вращающей
ся вместе с колесом. Путем трения тормоз преобразует энергию
движения автомобиля в тепловую энергию. В тормозе выделяется мно
го тепла, которое должно эффективно поглощаться и рассеиваться.
Существует два основных типа автомобильных тормозов: барабанные
и дисковые.
Барабанный тормоз. В барабанных тормозах к ступице колеса при
креплен тормозной барабан. На неподвижном фланце кожуха полуоси
или поворотной цапфе закреплен опорный диск, с нижней частью ко
торого соединены две поворачивающиеся колодки, имеющие фрикци
онные накладки на внешней поверхности. Нижние части колодок
связаны между собой, а верхние снабжены пружиной, оттягивающей
Энциклопедия начинающего автомобилиста
784
их от барабана, когда тормоз не используется. Объединенное действие
рычага педали и гидравлического давления позволяет многократно
усиливать давление водителя на педаль. Силы давления на педаль
в 0,45 кН достаточно для торможения всех четырех колес.
Дисковый тормоз. Дисковый тормоз состоит из плоского диска, кото
рый вращается вместе с колесом, и жестко закрепленной скобы, охва
тывающей диск. На скобе может находиться от одного до четырех
гидравлических цилиндров с поршнями, которые прижимают колодки
из фрикционного материала к диску. Дисковые тормоза рассеивают
тепло намного лучше, чем барабанные. Сам диск открыт для доступа
атмосферного воздуха; скоба тоже открыта и легко охлаждается. Сни
жения тормозящего действия практически не происходит. Дисковые
тормоза, как правило, не могут сами усиливать свое действие; поэто
му водителю легче создавать максимальное тормозящее действие, когда
колеса близки к движению юзом, но тормоза еще не блокируются. Не
достатки дисковых тормозов — высокая стоимость, необходимость в
усилителе того или иного типа, чтобы восполнить отсутствие самоуси
ления, и потенциально более быстрый износ фрикционных накладок
изза большего давления при торможении.
Усилитель тормозов (Бустер). Устройство усиления использует
вакуум впускного трубопровода двигателя для увеличения давления в
главном тормозном цилиндре и, соответственно, усилия, передаваемо
го с педали на колесные цилиндры. Вакуумный усилитель барабанных
тормозов позволяет снизить до 0,23 кН усилие на педаль, необходимое
для достижения максимального тормозящего действия.
Тормоза с антиблокировкой (ABS). Тормозящее действие тормо
зов с антиблокировкой регулируется электронной схемой соответствен
но той силе сцепления с дорогой, какой в данный момент обладают
шины. Поскольку колеса не блокируются, сохраняется возможность уп
равления автомобилем, несмотря на экстренное торможение.
Рулевая передача. Главное звено системы — рулевой механизм
в основании рулевой колонки. Существует два типа рулевых механиз
мов: червячные и реечные. Рулевой механизм увеличивает усилие,
передаваемое от рулевого колеса к передним колесам, тем самым об
легчая их поворот. Главная проблема здесь состоит в том, чтобы умень
шить трение в рулевой передаче и тем самым максимально облегчить
Приложения
785
управление автомобилем и повысить его эффективность. С этой целью
в 1940х годах был введен рулевой механизм с плавающими шариками
малого диаметра. Шарики циркулировали в резьбе между червяком и
роликом, полностью исключая их соприкосновение. Концы резьбы ..далее