ния автомобиля.
Проведя самостоятельные замеры на одном и том же участке доро
ги, при сравнении их результатов между собой мы автоматически
исключаем влияние уклона дороги, погрешность в показаниях спидо
метра и другие мелкие факторы, вносящие неточности в конечные ре
зультаты. Совсем упрощая этот расчет, можно свести его до сравнения
путей скатывания прогретого автомобиля с одной выбранной вами
«эталонной» горки.
Энциклопедия начинающего автомобилиста
414
Некоторые упрощения возможны и при испытании машины на эко
номичность. В домашних условиях достаточно проверять единст
венный показатель — контрольный расход топлива. Не пользуемся
специальным оборудованием: выбираем участок равнинного шоссе без
заметных подъемов и спусков (удобнее для расчета 10километровая
трасса), проезжаем по нему туда и обратно с заданной средней
скоростью и замечаем затраченное на весь путь количество топлива
(доливая бензин в бак до уровня полноты из мерной емкости). Затем
расход (в литрах) делим на пройденный путь (в километрах), умножа
ем результат на 100 и получаем приблизительно величину контроль
ного расхода бензина. Она, безусловно, получается выше записанной
в руководстве по эксплуатации автомобиля, но ненамного.
Несколько практических подсказок по организации этого расчета.
Следует запастись канистрой бензина и мерной посудой. Выехав на
старт мерного участка, заполните бензобак под пробку, покачайте ма
шину и убедитесь на слух, что в баке нет воздушных пузырей. Долив
надо проводить быстро, чтобы агрегаты автомобиля не остыли после
предварительного прогрева.
Затем садитесь за руль и, плавно разогнавшись до заданной скоро
сти, проезжайте мерный участок сначала в одну сторону, а затем, раз
вернувшись, в другую. Если следить точно за временем проезда каждого
километра и не прибавлять чутьчуть скорости, то средняя скорость
на всем мерном участке будет несколько ниже заданной.
С этим результатом, в конце концов, можно смириться. Важно лишь
помнить об этом при последующих контрольных замерах и в точно
сти повторить все, как делали в первый раз. Вернувшись к месту старта,
долейте в бак бензин из мерной посуды до первоначального объема
и определите таким образом количество израсходованного бензина.
В любом случае начинать домашнюю диагностику надо с экономики.
Если у автомобиля вдруг обнаружился повышенный по сравнению
с предыдущей проверкой «аппетит», не спешите сразу разбирать кар
бюратор и углубляться в систему зажигания. Вспомните, когда послед
ний раз заливали в бензобак добавку, очищающую систему питания
(например, «Аспектмодификатор. Очиститель топливной системы»
и т.п.). А если регулярно их используете, то отправляйтесь на «эталон
ную» горку. Она покажет вам виновника перерасхода бензина. Посмот
Эксплуатация и ремонт автомобиля
415
рите, докатится ли ваш автомобиль до прежней метки или остановит
ся раньше. Не докатился — проверьте давление в шинах, углы установ
ки колес, затяжку подшипников в ступицах, состояние стояночного
тормоза и колесных рабочих тормозов, наличие и качество масел в аг
регатах трансмиссии.
Накат хороший — ищите причину под капотом. Но в этом случае
сначала проверьте время разгона на прямой передаче. Если она на
прежнем уровне (посмотрите записи предыдущего контроля) — почти
наверняка в повышении расхода бензина повинна система питания,
в частности повышенный уровень бензина в поплавковой камере карбю
ратора. Если он в норме, то, видимо, пора и карбюратор почистить.
При одновременном росте и расхода бензина, и времени разгона
автомобиля прежде всего следует проверить систему зажигания.
Причиной повышения расхода топлива и ухудшения динамики
при нормальном выбеге может быть и нарушение работы термостата,
когда он не обеспечивает прогрев двигателя до оптимальной рабочей
температуры (не ниже 80° С).
Заканчивая разговор о динамических и экономических проверках, ..далее